Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
1. Цель и задачи воспитательного процесса.
2. Возрастные особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью (уровень развития психической сферы и нравственных качеств и т.д.)
3. Уровень сформированности коллектива школьников.
4. Индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка.
5. Уровень педагогической квалификации воспитателя.
6. Ожидаемый результат воспитания.
Общим принципом выбора методов воспитания является гуманный подход к ребенку.
Задание
1. В предлагаемых ситуациях определить, какими методами воспитания пользовался педагог, их корректность и целесообразность.
СитуацияN1
В класс пришла врач и велела после уроков повести всех детей в кабинет для прививки. Дети испугались.
-Вот хороший случай проверить, кто из наших мальчиков бесстрашный, а кто - трусишка,- сказал детям учитель.
-Давайте выберем комиссию в составе трех девочек. Пусть они находятся в кабинете врача, когда мальчикам будут делать прививку.
В кабинет врача пришли Марина, Элла и Ия. Все мальчики оказались мужественными, бесстрашными.
СитуацияN2
В пятом классе пришел новый учитель русского языка. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо. Дети посмеиваются над ней.
Нина имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку и похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.
Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины, узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом учебном году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив ребята ее не принимали.
Учитель не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по русскому языку и чтению. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее приняли к себе. Дети уже вместе играли, помогали ей в учебе.
Ситуация N3
Ученик пятого класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: "Спасибо, Саша". После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.
2. Предложить собственное решение педагогических ситуаций:
- Как реагировать учителю, если он обнаружил шпаргалку у ученика во время урока?
- Всегда ли учитель должен ставить неудовлетворительные оценки в отдельных случаях невыполнения домашнего задания?
- Как реагировать учителю на проступок, если неизвестно, кто его совершил?
- Как реагировать учителю, если учащиеся дали ему прозвище и нарисовали карикатуру?
- Можно ли наказывать учащихся трудом?
Литература
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.
2. Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.
3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.
6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М. 1971.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. 2000.
8. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.
9. Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.
Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
Вопросы для обсуждения
1. Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с ЗПР.
3. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
4. Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
5. Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства умственно отсталых детей наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребенка. Несомненно, что ранние нарушения в центральной нервной системе вызывают и нарушения в общем соматическом состоянии и развитии ребенка. Так, известно, что дети-олигофрены, как правило, научаются ходить с большим опозданием.
Необходимо также отметить весьма характерную особенность многих умственно отсталых детей — они длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией.
В этой связи, цель физического воспитания состоит в физическом оздоровлении учащихся, создании условий для коррекции недостатков физического развития и закалки организма.
Задачи:
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышение работоспособности организма.
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.
3. Развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и т.д.) на уровне, оптимальном для данного пола и возраста.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию.
5. Формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Основными средствами физического воспитания учащихся вспомогательной школе являются:
а) специальные занятия по физическому воспитанию учащихся: ритмика в младших классах, уроки физкультуры в старших классах и организация доступных для учащихся внеклассных спортивных мероприятий;
б) коррекционно-лечебная гимнастика и индивидуальная трудотерапия для детей с грубыми нарушениями моторики;
в) соответствующая организация детского питания в интернате и в семье;
г) правильная организация и гигиена учебного и физического труда учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
д) общий режим жизни ребенка в семье и интернате, обеспечение правильного чередования учения, физического труда, отдыха, питания, внеклассных занятий и т. п.;
е) организация и проведение летних оздоровительных мероприятий: походы, экскурсии, спортивные мероприятия, участие в сельскохозяйственных работах и т. п.;
ж) собственно лечебные мероприятия: использование лечебных препаратов для стимуляции и коррекции физического развития, физиотерапия и другие специальные лечебные средства.
Из сказанного о средствах физического воспитания следует, что в условиях вспомогательной школы физическое воспитание учащихся может быть обеспечено должным образом только при совместной, взаимосвязанной работе всего коллектива работников школы, и особенно врача, учителей ритмики и физкультуры, а также учителей по трудовому обучению.
Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с ЗПР.
Ведущая роль в подготовке учащихся вспомогательных школ к практической, общественно-полезной деятельности принадлежит работе, связанной с решением задач трудового воспитания.
Цель трудового воспитания: обеспечение готовности учащихся к практической, общественно-полезной деятельности.
Задачи:
1. Коррекция и развитие сенсорных и мыслительных функций.
2. Выработка волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, самоконтроль своих действий).
3. Физическое развитие учащихся.
4. Нравственное развитие учащихся (ответственное отношение к заданиям, умение работать в коллективе, дисциплинированность и т.д.).
5. Формирование прочных профессионально-трудовых навыков, воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки.
К основным средствам трудового воспитания относятся:
а) система занятий ручным трудом в младших классах;
б) система профессионально-трудового обучения в старших классах;
в) все мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда (в семье, в интернате) и самообслуживания.
Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
Воспитание у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе воспитательной работы вспомогательной школы, так как успех включения умственно отсталого школьника в общественно полезный труд в конечном счете решается тем, насколько воспитаны у ребенка необходимые для этого нравственные качества.
В этой связи, цель нравственного воспитания состоит в формировании нравственных понятий, норм и навыков поведения.
Задачи:
1. Формирование дисциплинированности в поведении, учении, труде.
2. Формирование трудолюбия, правильного отношения к физическому труду.
3. Формирование честности, правдивости.
4. Воспитание у учащихся чувства товарищества и коллективизма.
5. Формирование культурных навыков поведения в различных ситуациях общения со взрослыми.
Методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания; методы накопления положительного опыта поведения; методы стимуляции поведения и деятельности.
Периодом школьного обучения не оканчивается воспитание ученика, так как с окончанием школьного обучения отнюдь не завершается развитие и формирование его личности. Успешное решение задач, стоящих перед школой, закладывает только основу для дальнейшего формирования личности. Позднее, особенно с момента включения бывших учеников в общественно полезный производительный труд, происходит закрепление и дальнейшее развитие положительных качеств личности. В этот период под влиянием реальных условий трудовой деятельности у бывших учащихся начинают формироваться и более сложные качества: чувство долга, понимание общественной значимости своей работы; окончательно оформляются навыки культурного поведения, умения соблюдать правила общежития и т. п.
После выхода из школы умственно отсталого подростка возрастают возможности случайного отрицательного влияния на него, а так как умственно отсталые остаются достаточно внушаемыми и в более старшем возрасте, то возможность срыва положительных качеств, воспитанных у ученика школой, бывает вполне реальной и нередкой. Это выдвигает особую задачу перед семьей, школой и общественностью — задачу создания постоянного охранительного патронирования над бывшим воспитанником вспомогательной школы. Гуманное, доброжелательное отношение к умственно отсталому подростку и, наконец, к взрослому позволяет полностью исключить срывы в их общественно полезной работе, закрепляет и развивает положительные качества личности.
Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы, естественно, затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Поэтому решающая роль в развитии у этих учащихся эстетического воспитания, понимания произведений искусства принадлежит учителю, воспитателю и родителям.
Цель эстетического воспитания: формирование умения адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать прекрасное.
Задачи:
1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития школьников.
2. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать сенсорную культуру, развивать эстетический вкус.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных художественных навыков.
Воспитание у учащихся восприятия произведений искусства не должно ограничиваться рамками учебной работы. Продолжением и расширением этой работы является правильно организованная система внеклассных занятий в различных кружках (хорового пения, танцев, драматические кружки, кукольный театр, кружки рисования и художественного рукоделия и др.). В работе кружков в процессе подготовки детей к выступлениям на школьных праздниках заключены огромные возможности должного решения задач эстетического воспитания детей.
Особое значение для эстетического воспитания детей имеют учебные и внеклассные занятия по труду. И в учебном, и в бытовом труде необходимо добиваться того, чтобы дети выполняли свою работу чисто, аккуратно и красиво. Будет ли это починка одежды или сервировка стола, будет ли это изготовление игрушек из дерева или производство школьной мебели, пошивка платья для кукол или изготовление белья для интерната — всюду ученикам необходимо прививать вкус к простому, удобному и красивому.
Старших учеников вспомогательной школы следует по возможности ознакомить более широко с богатством русского и мирового искусства. Для этой цели надо использовать музеи, картинные галереи, передвижные выставки, поездки в большие города. Разумеется, что каждый такой выход в музей должен быть предварительно тщательно подготовлен (отбор определенного числа экспонатов, предварительная беседа с учениками, особая подготовка экскурсовода и т. п.).
Наконец, в системе средств эстетического воспитания детей большое место должны занять экскурсии и прогулки в природу (в поле, в лес, к реке, на озеро, в горы и другие места). Непосредственное восприятие природы, ее красоты, богатства форм и красок содействует эстетическому воспитанию детей и формирует чувство любви к Родине.