Восприятие обучающимся нового материала
Восприятие – отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.
При подаче нового материала применяется:
1) индуктивный путь, в основе которого лежит анализ конкретных явлений, выведение общих признаков и обобщение их в понятие;
2) аналитико-синтетический путь формирования понятий на основе анализа и синтеза конкретных явлений;
3) дедуктивный путь, где ознакомление с общими положениями предшествует изучению конкретных явлений.
Осмысление изучаемого материала
Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:
1) анализ свойств и признаков предметов и явлений;
2) группировка признаков и свойств;
3) "мысленное" постижение сущности предметов и явлений и формулирование выводов, понятий, законов, идей;
4) проверка истинности выводов.
Понятие – это форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, которая отражается в четких и ясных формулировках. Изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранять в памяти, уметь свободно его воспроизводить. Не следует забывать, что мы хорошо знаем лишь столько, сколько можем сказать, мы хорошо знаем лишь то, что способны выразить словами.
Познавательная деятельность по запоминанию нового материалаЗнать изучаемый материал – значит:
Ø уметь осмысленно и полностью его воспроизводить как полностью, так и в сокращенном виде;
Ø выделять в материале главные положения;
Ø разъяснять сущность усвоенных правил;
Ø доказывать правильность и обоснованность положений;
Ø уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы как письменно, так и устно;
Ø уметь расчленять материал на смысловые части и составлять план;
Ø уметь применять знания на практике, т.е. составлять схемы, выполнять практические задания;
Ø уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;
Ø уметь переносить знания на объяснение других явлений.
Педагог А. Дистервег писал: "Кто наблюдал за собой, знает, что мы только тогда овладеем каким-либо представлением или мыслью, когда подыщем наиболее подходящие слова для их выражения"1. Для овладения изучаемым материалом большое значение имеет способ запоминания. Запоминание бывает концентрированным и рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются.
Умственное воспитание – это накопление знаний, овладение учебно- познавательными операциями, проявление мыслительной гибкости как при усвоении нового материала, так и при его применении в жизни.
Задачами процесса обучения являются:
1) стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
2) организация их познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками;
3) развитие мышления, творческих способностей;
4) выработка мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
5) совершенствование учебных умений и навыков.
Функции обучения
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л. С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие1. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря содержанию образования и потому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.
В 60-е годы один из российских дидактов Л. В. Занков создал систему развивающего обучения. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения, направленные на развитие восприятия, речи, мышления обучающихся, способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других ученых, таких, как Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые.