Принцип наглядности в обучении

Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

При обучении используются различные виды наглядности: натуральная или естественная (спасательная техника, приборы дозиметрического контроля, учебные городки и поля и т.д.); экспериментальная (опыты, эксперименты),изобразительная (средства имитации, действующие макеты); звуко-изобразительная(кино, телевидение); звуковая(магнитофон); объемные средства (модели); графические (схемы, графики, таблицы); средства программированного обучения(компьютеры); речевая наглядность (яркие описания конкретных факторов и событий).

Принцип систематичности, последовательности и комплексности обученияпредполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип выражается в соблюдении ряда правил:

Ø изучаемый материал планируется, делится на логические разделы;

Ø устанавливаются методика и порядок работы с ним;

Ø в каждой теме необходимо выделить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи;

Ø при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Данный принцип предъявляет к процессу обучения следующие требования:

Ø последовательно, в логическом порядке рассматривать учебный материал, показывать систему в содержании усваиваемых знаний, организовывать работу по повторению и обобщению изучаемого материала;

Ø приучать к регулярной работе с книгой, к наблюдению за опытом старших, формировать навыки организованности и последовательности в приобретении знаний;

Ø четко планировать, составлять расписание занятий, учитывать внутреннюю органическую связь между учебными дисциплинами;

Ø формировать у обучающихся систему в учебной работе, умение проявлять настойчивость в учении;

Ø проводить учет и оценку знаний с целью контроля за работой обучающихся и выявления качества их успеваемости;

Ø систематически руководить самостоятельной работой обучающихся, способствовать предупреждению и преодолению пробелов в знаниях.

Принцип доступности и обучение на высоком уровне трудноститребует учета особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Еще Я. А. Коменский дал несколько правил этого принципа:

Ø переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко;

Ø переходить от легкому к трудному, от известного к неизвестному.

Принцип доступности обученияотражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и недопустимости чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

1. Сделать обучение доступным – значит определить его содержание, т. е. общий объем знаний и навыков, которыми нужно овладеть.

2. Необходимо правильно определить по каждому предмету степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала.

3. Необходимо правильно определить количество учебного времени, отводимое для изучения каждого предмета с учетом его важности и сложности.

4. Осуществление доступности связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучающихся, а также уровня их подготовки и развития.

Принцип обучения на высоком уровне трудностиввел Л. В. Занков1. Он отражает зависимость результатов от высоких, но доступных нагрузок. Основные требования принципа:

Ø оптимальность темпа обучения;

Ø подбор методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения;

Ø применение интенсивных обучающих технологий;

Ø максимально доступные нагрузки в самостоятельной работе.

Принцип прочности знаний, навыков и уменийтребует применение методик, обеспечивающих хорошее запоминание материала, отработки умений и навыков.

Основные требования принципа:

1) прочное формирование всех компонентов профессиональной обученности;

2) отработка профессиональных действий до навыка, прочного умения;

3) гибкость – подготовка к действиям в неожиданных, сложных ситуациях.

Прочное усвоение происходит, если

Ø обучающийся проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

Ø правильно организовано повторение материала, учтены индивидуальные различия;

Ø материал структурирован, выделено главное, обозначены логические связи;

Ø обеспечивается систематический контроль, проверка и оценка результатов.

Индивидуальный и дифференцированный подходотражает организационную, психологическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них.

Основные требования принципа:

Ø учет индивидуальных и групповых различий психики;

Ø осуществление планомерного и целенаправленного контроля за усвоением учебного материала.

Законы обучения

Одним из основных законов обучения является закон соответствия воздействия обучающего познавательным возможностям обучающихся и характеру их деятельности. При нарушении этого закона успешное обучение невозможно. Другим важным законом является закон моделирования на занятиях и учениях деятельности обучающего и обучающихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к военнослужащему (спасателю) при проведении аварийно-спасательных работ.

Наши рекомендации