Общая характеристика методов педагогической психологии
Известно, что достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата, который позволяет добывать новые научные факты и на их основании строить научную картину мира. В психологии принято выделять три уровня методологического[1] анализа:
¨ Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности.
¨ Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.
¨ Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Педагогическая психология используется все те методы, которые традиционно имеются в арсенале других отраслей психологии (психологии личности, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперименти др.
Кроме общих методов в педагогической психологии существуют еще и специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, которые предназначены для определения степени обученности и воспитанности ребенка.
Но особое место среди прочих методов исследования все же принадлежит психолого-педагогическому эксперименту. Он определяется как исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью - установлением эффективности тех или иных педагогических воздействий на ребенка.
Все методы, которые применяются в педагогической психологии можно условно разделить на следующие группы:
¨ организационные методы(они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки);
¨ процедурные методы(касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей);
¨ оценочные методы (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования);
¨ методы сбора и обработки данных(это методы, с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).
Кроме того, выделяют еще две большие группы методов, которые предназначены для оказания прямого практического психологического воздействия на ребенка. Ими являются психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование – это оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Традиционной формой проведения консультации является беседа с ребенком, родителями или людьми, которые принимают участие в его обучении и воспитании. Отличительной чертой этого метода является то, что оно всегда носит рекомендательный характер.
Психологическая же коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное воздействие психолога на заинтересованное лицо. К ней, например, относят методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка.
Рис. 1.2. Специальные методы педагогической психологии
|
| ||||||||||||
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Какие научные школы и направления в наибольшей степени способствовали становлению педагогической психологии как самостоятельной области знания?
2. Дайте оценку вкладу русских психологов в становление педагогической психологии как самостоятельной науки.
3. Каковы основные этапы развития педагогической психологии и хронологические рамки этих этапов?
4. Какие методы исследования использует педагогическая психология?
5. Что общего и чем отличаются психологическое консультирование и психологическая коррекция?