Предмет, основные проблемы и задачи психологии труда (ПТ). Общая характеристика методов

Подробный ответ:

Предметом ПТ (по Карпову) являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

ПТ занимается изучением субъекта трудовой деятельности во всем многообразии его свойств: то есть, какие качества субъекта, его свойства как личности, физиологические особенности, психические функции с точки зрения их «включения», участвуют в деятельности человека.

Сфера психологии труда очень широка. Ее границы с другими психологическими дисциплинами достаточно условны. По сути, психология труда является конкретизацией всей психологии относительно человеческого труда.

Психология труда пытается решить две основных макрозадачи: 1) повышение производительности и эффективности трудовой деятельности, 2) гуманизация трудовой деятельности, содействие развитию личности в ней. Для решения этих задач нужны теоретические и практические предпосылки для решения более частных задач.

Сейчас существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

К числу основных исследовательских (теоретических) задач психологии труда относят:

· Исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и т.д.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности.

· Изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и ее эффективности.

· Изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (т.н. праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью.

· Исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе, раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии.

· Изучение проблемы мотивации трудовой деятельности, раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности. Установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности, разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда.

· Изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости.

· Раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности.

· Разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности, установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью.

· Исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

· Разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора.

· Развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме – проблеме профессиональной ориентации личности.

· Оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом.

· Психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда.

· Разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (проф.отбор, подбор, набор, «вербовка»).

· Разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда. Определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники.

· Разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов трудовой деятельности.

· Определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности.

· Разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации.

· Разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и проф.заболеваемости.

Наряду этими задачами существует, например, категория традиционных задач, которые являются пограничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда специального направления – профессиографического, суть которого – психологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и т.н. карьеровая психология, точнее, та ее часть, которая рассматривает психологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и заканчивая завершающими этапами проф.биографии.

Методы психологии труда:

Методы психологии труда используются для:

· Психологического анализа профессиональной деятельности.

· Проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, проф.консультации, рационализации труда и отдыха).

· Исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Методы психологии труда можно разделить на две большие группы: группу неэкспериментальных методов, которая предполагает целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях и группу экспериментальных методов, которая предполагает целенаправленное изучение организации, условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Неэкспериментальные методы:

- Наблюдение.

В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т.п.

Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

ü Внешнее наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Внешнее наблюдение проводится по определенному плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.

Важный принцип наблюдения – сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.

Недостатки метода наблюдения: недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности или их маскировка (пример: достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции). Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.

Для повышения объективности и точности наблюдения используются дополнительные приемы и методы, которые в основном касаются регистрации результатов проф.деятельности:

Ø Фотография рабочего дня – временнАя регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты – в виде графиков (это дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности).

Ø Хронометраж – измерение времени трудовых операций. Позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса (у работников часто бывает негативная установка на человека с секундомером в силу проводимых на предприятиях производственных хронометражей с целью повышения производительности, поэтому психолог должен снять у человека такую установку, объяснив ему цели своего исследования).

Ø Анализ продуктов трудовой деятельности – в данном случае анализируются как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, инструменты и приспособления, документы, результаты графического труда и т.д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами и руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов, а также поведенческие проявления активности работников). Данный метод позволяет определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям, понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией, проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня. Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий и т.п.

ü Самонаблюдение выступает в двух формах:

Ø Самоотчет профессионала: психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда (в начале – трудности у работника из-за необходимости распределения внимания между проговариванием работы и ее выполнением). Этот способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Ø Включенное наблюдение (трудовой метод!) – психолог сам становится учеником и начинает изучать профессию, прослеживая процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути.

Достоинства: получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам; изучение проф.деятельности в лонгитюдном разрезе, т.е. рассмотрение самого процесса овладения ею; более обоснованный подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.

Недостатки: метод применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени на обучение; влияние на регистрацию данных состояния психолога (например, запись данных в конце рабочего дня)

- Опросные методы:

ü Устный опрос (беседа, интервью)

Беседа необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении ПВК работника и т.д. Беседа строится по определенному плану, заранее продуманному, но с гибкой структурой. Она должна носить естественный характер (а не допросный). Также беседа должна включать только те вопросы, которые не носят внушающий характер. Психолог должен поддерживать доверительный контакт с клиентом.

ü Письменный опрос (анкетирование)

Предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы. При этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Проводится когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентаций работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы, мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии и т.д.

Недостатки: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

В анкете должна быть вступительная статья с изложением целей и задач исследования и инструкция по заполнению опросника; также необходимо правильно формулировать вопросы (однозначные для понимания, должны касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не должны носить внушающего характера и т.д.)

- Метод экспертных оценок – опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала. Ситуация экспертизы часто выходит за рамки одного метода (пример: эксперт должен сделать заключение о личностных особенностях выбирающего профессию школьника). Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, или групповой.

- Метод обобщения независимых характеристик – разновидность метода групповой экспертной оценки. Используется при описании ПВК конкретного профессионала. Экспертам (коллеги, подчиненные, руководители и пр.) в количестве 5-7 человек предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. Оценка черты должна опираться на предложенную им систему жизненных показателей, представляющих собой описание типичных ситуаций из жизни и деятельности данного человека.

- Метод критических инцидентов – работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность проф.деятельности. Причем приводятся такие образцы проф.поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов.

- Метод анамнеза – сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Обычно используется для: определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов проф.карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности проф.пути. В качестве информационного источников выступает сам испытуемый (субъективный анамнез) и другие люди или характеризующие испытуемого документы (объективный анамнез). Документы: личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации и др.), награды за проф.успехи, фото, мед.карта, дневники, личная переписка и т.д.

Экспериментальные методы:

- Лабораторный эксперимент – моделирование ситуаций проф.деятельности в условиях лаборатории. В психологии труда обычно предполагает моделирование какого-то одного аспекта трудовой деятельности и его изучение. При данном методе исследования экспериментатор должен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых факторах, их группировке, знать метод ведения эксперимента, изучить все возможные ошибки, возникающие в ходе его проведения и причины их появления.

Недостаток: искусственность созданной ситуации. Например: при попытке создать ситуацию ответственности испытуемый прекрасно знает, что совершенные ошибки не приведут к отрицательным последствиям и не послужат причиной аварии.

- Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях для работника, на его рабочем месте.

Достоинства: полная естественность условий, конкретность рабочей ситуации.

Недостатки: наличие неконтролируемых факторов.

Тестовый метод: используется только при изучении субъекта труда. Выделяют три группы тестов:

- объективный – диагностика особенностей личности на основе результатов выполнения определенный заданий и способа их выполнения (тесты интеллекта, способностей, достижений, некоторые личностные тесты). Пример: тест Амтхауэра – «Тест умственных способностей»

- Субъективный – диагностика свойств, основанная на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей (опросники, направленные на оценку личностных черт, опросники, направленные на диагностику интересов и установок людей). Пример: 16PF.

- Проективный – используются для диагностики специфических профессиональных феноменов (например, синдрома выгорания), а также как вспомогательные средства при профконсультировании (например, методика «Нарисуй свою профессию»).

Схема:

Предметом ПТ (по Карпову) являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

ПТ занимается изучением субъекта трудовой деятельности во всем многообразии его свойств: то есть, какие качества субъекта, его свойства как личности, физиологические особенности, психические функции с точки зрения их «включения», участвуют в деятельности человека.

ПТ пытается решить две основных макрозадачи: 1) повышение производительности и эффективности трудовой деятельности, 2) гуманизация трудовой деятельности, содействие развитию личности в ней. Решению этих задач способствует решения более частных задач. Обозначим их.

К числу основных исследовательских (теоретических) задач психологии труда относят:

· Исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и т.д.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности.

· Изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и ее эффективности.

· Изучение праксических состояний (утомление, монотония, пресыщение деятельностью), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью.

· Исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе.

· Изучение проблемы мотивации трудовой деятельности. Изучение влияния профессиональных мотивов на трудовую деятельность. Разработка системы стимулирования труда.

· Изучение механизмов и закономерностей устойчивости личности к экстремальным условиям деятельности, стрессоустойчивости (эмоционально-волевая сфера).

· Разработка проблемы способностей к разным видам деятельности.

· Исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, которые влияют на эффективность и удовлетворенность трудом.

Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

· Разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора.

· Развитие исследований и разработок по проблеме проф.ориентации личности.

· Оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом.

· Психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда.

· Разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (проф.отбор, подбор, набор, «вербовка»).

· Определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники.

· Разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов трудовой деятельности.

· Определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности.

· Разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности.

· Разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и проф.заболеваемости.

Методы психологии труда:

Неэкспериментальные методы:

- Наблюдение.

Два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

ü Внешнее наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Ø Фотография рабочего дня – временнАя регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п.

Ø Хронометраж – измерение времени трудовых операций. Позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса.

Ø Анализ продуктов трудовой деятельности – в данном случае анализируются как материальные, документально фиксированные продукты деятельности, так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности.

ü Самонаблюдение выступает в двух формах:

Ø Самоотчет профессионала: психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Ø Включенное наблюдение (трудовой метод!) – психолог сам становится учеником и начинает изучать профессию, прослеживая процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути.

- Опросные методы:

ü Устный опрос (беседа, интервью)

Беседа необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении ПВК работника и т.д.

ü Письменный опрос (анкетирование)

Предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы. При этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Проводится когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки.

- Метод экспертных оценок – опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала.

- Метод обобщения независимых характеристик – разновидность метода групповой экспертной оценки. Используется при описании ПВК конкретного профессионала. Экспертам предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале.

- Метод критических инцидентов – работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность проф.деятельности.

- Метод анамнеза – сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. В качестве информационного источников выступает сам испытуемый и другие люди или характеризующие испытуемого документы.

Экспериментальные методы:

- Лабораторный эксперимент – моделирование ситуаций проф.деятельности в условиях лаборатории..

Недостаток: искусственность созданной ситуации.

- Естественный эксперимент – проводится в естественных условиях для работника, на его рабочем месте.

Достоинства: полная естественность условий, конкретность рабочей ситуации.

Недостатки: наличие неконтролируемых факторов.

Тестовый метод: используется только при изучении субъекта труда. Выделяют три группы тестов:

- Объективный

- Субъективный

- Проективный.

2. Психологические признаки труда, в отличие от других видов деятельности (игра, учения, общение) Е.А. Климов.

Подробный ответ:

Выделим четыре психологических признака труда:

· Сознательное предвосхищение социально ценного результата

Признак предвосхищения результата имеет место и в игре дошкольника, и в спорте, и при активном отдыхе, и при противоправном, преступном деянии. Все дело в том, что и как предвосхищается. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкой общности людей, коллектива, т. е. как социально ценный, и притом как имеющий положительную ценность. Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности. Другое дело, что это сознание может оказаться и иллюзорным, мифологическим или наивным в том смысле, что затрачивает силы на то, что считает социально ценным, а на самом деле делает нечто пустое или даже приносит вред. Но все же для психологической характеристики труда совершенно необходимо, чтобы субъект деятельности именно сознавал свою активность как позитивно ценную и для общества (а не только лично для себя).

В структуре первого признака труда различают три компонента:

- Более или менее ясное знание о продукте деятельности

- Более или менее четкое осознание его социальной ценности

- Более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов.

Следует оговориться, что специфика некоторых разновидностей труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах неизвестен: геологоразведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что и где он найдет и найдет ли вообще на этот раз, каковы будут найденные, если "повезет", запасы полезного минерала и т.п. Закройщик ателье индивидуального пошива одежды лишь в ходе контакта с клиентом создает образ будущего результата деятельности. В этих случаях знание будущего продукта – это знание требований, критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

В действительности знание о результате (т. е. о том, чего пока нет) в любом случае включает и конкретно-образные и понятийные компоненты, соотношение которых различно в зависимости от специфики предмета труда и типа мышления человека. Так, если повар придумывает фирменное блюдо, то знание результата труда включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, в виде усвоенных (внутренних, субъективных) сенсорно-перцептивных, имажинитивных, мнемических эталонов нескольких модальностей (зрительной, вкусовой, обонятельной). У химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном продукте может выступать в основном в вербальной форме – в виде численно заданных требований к количеству, качеству его, характеристике допустимых и недопустимых примесей.

· Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

Сама по себе идея обязательности и сопряженные с ней волевые усилия по ее реализации не специфичны для труда. Например, требование обязательности соблюдения правил игры совершенно четко осознается старшими дошкольниками. Дети придирчиво реагируют на факты несоответствия поведения кого-либо из участников игры правилам игрового действия. Например, если дети играют "в железную дорогу", то, пока "поезд" идет (дети сидят гуськом на стульчиках и пыхтят), никто не должен выходить на "станцию". "Буфетчица" "продает" печенье, а сама себе не берет (в игру введено настоящее печенье) и т.п.

Сознание обязательности и, следовательно, мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, в частности, и эгоистических или даже асоциальных замыслов.

Деятельность становится трудом тогда, когда при прочих равных условиях имеются не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. В типичном случае это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива, так называемые производственные задания (документированные или устные), планы, программы (более или менее детализированные или обобщенные). Для детей и подростков носителями социально значимых целей выступают представители старших поколений – старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности подрастающих поколений, а также друзья, сверстники из своего круга общения.

Для того чтобы деятельность могла быть отнесена к категории труда (в контексте психологии!), цели ее должны быть либо обычным, внешним образом признаны, отмечены в соответствующей социальной группе (в семье, в учебно-производственном, трудовом сообществе), либо логически подчинены каким-то общественно важным целям (хотя бы для самого субъекта деятельности, который эту логическую зависимость разумеет).

Рассматриваемый (второй) психологический признак труда имеет, как и первый, некоторую структуру – когнитивный и аффективно-волевой компоненты. Когнитивный компонент выражается в сознании субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми (пусть это будут не обязательно "окружающие", но далекие потомки, воображаемая эталонная группа или хоть мистическая персонификация в виде Бога или его посланцев). Аффективно-волевой компонент – в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами "стабильности – изменчивости" условий и процессов осуществления деятельности, соотносимыми с ее целью. Человек не просто помнит, знает и понимает, какая цель задана, но его тревожат, волнуют факты совпадения или рассогласования хода, направления деятельности с ее идеальным планом.

· Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.

Использование орудий – достаточно общий признак деятельности человека. Орудийные действия весьма разнообразно представлены уже в преддошкольном возрасте.

Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим оказываются очень "живучими" в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов.

Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь при прочих равных условиях психологические признаки труда, чем лучше этот человек ориентирован в орудийных средствах своей деятельности – внешних и внутренних – и правилах их применения. Коротко говоря, чтобы деятельность стала трудом недостаточно, чтобы человек взял в руки, скажем, каменный топор, сварочную горелку, встал за пульт робототехнологического комплекса или организовал "команду" для достижения неосуществимой в одиночку цели1. В труде предполагаются знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или обоснованное знание, что существует именно один-единственный вариант или один наилучший способ применения их).

Рассматриваемый (третий) психологический признак труда имеет три компонента: когнитивный (знание средств труда, их тонкостей), операторный (владение средствами труда) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).

· Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений ("живых" и овеществленных).

Рассмотрим факты, поясняющие этот признак. Вот перед нами токарь, обрабатывающий заготовку ротора турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, и чисто технически эта работа, быть может, не сложнее, чем работа по обтачиванию небольшого валика к точному измерительному прибору. Но есть здесь сложность иного рода – обрабатываемый сейчас ротор турбины прошел многие виды трудоемкой обработки: над ним потрудились литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а еще раньше – формовщики литейного производства, а еще раньше – машинисты кранов и других транспортных средств, и так вплоть до работников железорудной промышленности. А мы еще не упомянули тех, кто спроектировал этот ротор, подготовил чертежи и т.д. Заготовка в данном случае – это не только будущее изделие для кого-то, но также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие от кого-то. В него уже вложен труд многих высококвалифицированных работников (разумеется, и заготовка для маленького валика тоже несет в себе овеществленный труд; это можно сказать о любом полуфабрикате и даже любом элементе искусственной среды обитания человека вообще; речь идет о том, что величина этого труда – "трудозатрат" – может быть разной и, в частности, очень большой).

Практически всегда если не объекты, то вещественные орудия, средства, условия труда скрывают в себе овеществленные межлюдские отношения: инструменты кем-то сделаны, кем-то доставлены, материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены, условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме и пр. Если человек беспечно, бездумно теряет или ломает инструмент, "запарывает" заготовки, полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если она протекает на штатном рабочем месте.

Рассматриваемый психологический признак труда имеет когнитивные и аффективные компоненты (знание о соответствующих межлюдских отношениях и то или иное эмоциональное сопровождение его).

Некая активность человека может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть хоть в какой-то степени приписан каждый из четырех признаков. Если хотя бы один признак не может быть приписан (нет для этого фактических оснований), то данная активность пока еще не есть труд в психологическом смысле слова.

Недостаточный уровень выраженности какого-либо признака указывает на необходимость соответствующих коррекционных мероприятий (средствами педагогики, психологии, пропаганды и т.п.).

Схема:

Климов выделяет четыре психологических признака трудовой деятельности:

Наши рекомендации