Общая характеристика методов социальной психологии

В настоящее время общепризнанной классификации методов социальной психологии не существует.

Ядов В.А. (2000), подразделяет методы на эмпирические и теоретические. К теоретическим методам помимо социального моделирования он относит методы описания и классификации, типологизации, статистический анализ, системный анализ, генетический и исторический анализ.

К методам эмпирического исследования неспецифическим для социальной психологии, то есть разработанным в рамках других областей знаний и носящим междисциплинарный характер, относят: наблюдение, изучение документов, опрос (интервью, анкетирование), эксперимент, тестирование, экспертное оценивание. Специфическими, специально разработанными в социальной психологии методами являются: социометрия, групповая оценка личности.

В социальной психологии чаще используется лабораторный эксперимент, по сравнению с естественным (полевым). Широкое распростаранение получили аппаратурные методы- экспериментальные процедуры, осуществляемые при помощт аппаратуры. Они применяются для изучения социально-психологических явлений, проявляющихся в гшрупповой работе, в прикладных исследованиях для диагностики, комплектования и обучения малых групп.

Наблюдение в социальной психологии используется в целях сбора информации, выдвижения гипотезы, уточнения результатов, полученных другими методами. Объектами наблюдения выступают отдельные лица в ситуациях общения, малые группы, организации, большие группы. По мере увеличения числа наблюдаемых объектов уменьшается число замеряемых признаков. Предмет социально-психологического наблюдения – вербальные и невербальные акты поведения в определенной социальной среде и ситуации. Наблюдают речевые акты (содержание, частоту, продолжительность, синхронизацию), выразительные движения, перемещения, дистанцию, скорость и направление, соприкосновения; физические воздействия (совместные усилия, касания, толчки и т.д.).

Опрос в социальной пихологии применяют на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария, для уточнения, расширения и контроля данных, а также как основной метод сбора эмпирической информации.

Тестирование в социальной психологии применяют для определения межгрупповых и межиндивидуальных различий для диагностики групп, межличностных, межгрупповых отношений, социальной перцепции, социального интеллекта, социально-психологической компетентности, стиля лидерства и т.д. особое место среди тестовых опросников занимают шкалы измерения социальных установке, предназначенные для измерения направленности и интенсивности реакций человека на отношение к разным стимулам (работа, политика, социальные группы).

Метод экспертных оценок – формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений экспертов о степени выраженности определенных социально-психологических качеств, то есть получение информации в результате специально организованного опроса мнений экспертов. Эксперт- компетентное лицо, задача которого – выражение своего мнения о качествах объекта или явления.

Анализ документов (архивный метод) – метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для исследования.

Психолог не измеряет и не наблюдает поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи, заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности, личные дела, автобиографии. Метод исходит из предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая внешние формы, мы делаем выводы о психических особенностях человека или группы.

Документ – это специально созданный автором материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Любой документ содержат в себе одновременно два вида информации. Во-первых, информацию о фактах, событиях, результатах деятельности человека, группы. Во-вторых, в самом документе, его содержании, структуре, стиле, средствах выражения представлена авторская позиция, оценка. Человек, разработавший документ, отражает в нем свое отношение, свое изложение событий.

Разновидностями метода анализа документов являются: биографический метод, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ. В основе всех разновидностей метода лежат механизмы процесса понимания текста исследователем, то есть интерпретации информации, содержащейся в тексте.

Биографический метод – метод исследования личности, групп людей на основе анализа их жизненного пути, биографии (биография – наиболее важные события жизненного пути личности, истории её развития). В настоящее время единственный метод, который позволяет изучить личность в процессе развития, другими словами является историческим и генетическим, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.

Метод заключается в сборе и анализе материалов биографического характера, «проливающих свет» на психологические особенности явления (личности, группы) и условия его развития.

Основными источниками биографических данных выступают: сам человек, события окружающей его среды, автобиография, биографическая анкета, переписка, индивидуальная беседа, свидетельства очевидцев.

Биографический метод может реализовываться в форме психической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности, т. е. в виде воссоздания полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников.

Обычно анализируют: данные жизненного пути, ступени социализации (ясли, детсад, школа, вуз и т.д.), среду развития (места жительства, учебы и т.д.), интересы и любимые занятия в разные периоды жизни, состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Анализ продуктов деятельности - один из методов исследования личности, группы, который заключается в оценке психологических особенностей на основе сделанного, социальной активности.

Метод позволяет исследователю получать информацию путем анализа учебной работы, служебной, общественной деятельности. Для анализа берутся сочинения, поделки, черновики творческих работ, стенгазеты, отчеты, почерк. Например, анализируя сочинение, можно предположить какова направленность личности, ее уровень развития, сделать вывод о словарном запасе, образном мышлении автора.

Специфическая форма метода анализа продуктов деятельности – графология. Характеристики почерка связаны с определением психологическими свойствами автора текста. Существуют нормы и приемы психологического анализа почерка.

Контент-анализ (от англ. content analisis – анализ содержания) - выделение в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации (Андреева Г. М., 1997). Перевод в количественные показатели массовой текстовой (или иной) информации с последующей статистической её обработкой (Ядов В. А., 2000).

Контент-анализ – это методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, которые позволяют ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата (Федотова Л. Н., 2001).

Контент-анализ - метод количественно-качественного анализа документов, специфика которого заключается в подсчете частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Количественные результаты дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (неявном) содержании текста.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) – способ получения характеристики человека в группе на основе взаимного опроса ее членов по определенной программе. Метод позволяет оценить наличие и степень выраженности качеств, проявляющихся во взаимодействии с другими. Качества определяются по предлагаемому перечню путем прямого бального оценивания по определенной шкале. Для достоверности полученных данных необходимо привлечь не менее 15 экспертов. Надежность метода также зависит от познавательных способностей экспертов, особенностей объекта оценки, ситуации взаимодействия объекта с экспертом.

Шапарь В.Б. (2003) предлагает все методы социальной психологии разделить на три группы: методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, беседа, бессловесная коммуникация), специализированные социально-психологические методы (групповая оценка личности, эксперимент, метод социометрических измерений, контент-анализ, моделирование), управленческо-воспитательные методы (социально-психологический тренинг, метод игры).

На наш взгляд, (Небыкова С.В., 2010) выделяя виды методов социальной психологии, целесообразно также разделять методы количественные и качественные, методы исследования и методы социально-психологического воздействия.

Наши рекомендации