Общая характеристика методов исследования в социальной психологии

Метод (от греч. methodos – следование, последовательность, прослеживание) – это планомерный способ осуществления определенной цели. Как образ действия метод представляет собой систему приемов и операций, с помощью которых субъект осваивает материальные или духовные предметы.

Этапы психологического исследования:

1. Теоретическая подготовка исследования, осмысление задач, формулировка научной проблемы в форме риторического вопроса, ответ на который будет звучать в форме гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять: а) принципу верификации - принципиальной подтверждаемости исследования, б) принципу фальсификации – потенциальной отвергаемости (т.е. должна быть проверяема другими исследователями).

2. Подготовительный этап. Знакомство с объектом исследования, подготовка репрезентативной выборки, формирование программы и инструментария.

3. Пилотажные исследования (апробация для уточнения методик и последующей коррекции)

4. Проведение эксперимента, сбор эмпирической информации.

5. Определение надежности, достоверности данных, количественная обработка информации.

6. Осмысление и обобщение эмпирических данных. Выводы, написание отчета.

Классификация методов по типу поставленной задачи:

1. Для получения экспериментальных результатов

2. Методы обработки результатов

3. Интерпретации данных, формирования общих выводов

По принципу происхождения:

1. Общенаучные (наблюдение, эксперимент, тесты – общая психология, опрос, анализ документов – социология)

2. Возникшие в социальной психологии – социометрия, социально-психологич. Тренинг, фокус группа, исслед-ие пс. климата.

Задача методов социальной психологии – сделать наглядным те психологические сущности, переживания, которые скрыты от нас.

Общая характеристика основных методов исследования в социальной психологии.

Наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Используется метод наблюдения при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, норм выработки и т.д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляется отношение к работе, друг к другу. Так же не менее актуально применение рассматриваемого метода в изучении практики проведения различных собраний, митингов, демонстраций. Наблюдая за поведением организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая всю атмосферу подобных акций, социальному психологу легче уловить суть происходящего, увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения, как складываются взаимоотношения в коллективе.

К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

- во-первых, для того, что бы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

- во-вторых, метод наблюдения использует, когда надо получить иллюстративные данные. Они, как правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

- в-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит эта цель, то ему необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода.

Эксперимент является основным методом получения новой научной информации в современной социальной психологии. Экспериментальный метод можно определить как изучение причинно-следственной связи в контролируемых условиях, в котором исследователь управляет (манипулирует) как минимум одной переменной.

Выделяют три базисные техники проведения экспериментального исследования:

1. Вводят какой-либо элемент в контролируемые исследователем условия и измеряют эффект его влияния на мысли или действия испытуемых.

2. Выбирают группу, обладающую определенными свойствами, и измеряют психологические характеристики этой группы, сравнивая их с характеристиками контрольной группы.

3. Наблюдают поведение испытуемых в естественных условиях и фиксируют эмпирические показатели психологических характеристик.

Особенности социально-психологического эксперимента:

1. Экспериментально изучается влияние социальных стимулов на психологию и поведение индивида и группы.

2. Экспериментаторы часто сталкиваются с этическими проблемами при проведении исследований (например, эксперимент по изучению подчинения авторитету путем имитации воздействия на испытуемых электрического тока).

3. В социально-психологических исследованиях часто необходимо сохранить социальную реальность. Поэтому наряду с лабораторным распространен и естественный эксперимент.

4. Организация естественного эксперимента часто требует значительных организационных усилий, финансовых ресурсов.

Методы опроса. Цель опроса – получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. Опрос – это метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем.

Существуют два основных типа метода опроса:

1. очный опрос – сбор информации «лицом к лицу» - интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану.

2. заочный опрос – проводится с помощью анкеты, предназначенной для самостоятельного заполнения и распространяемой исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей-анкетеров.

Опрос служит для уточнения, расширения и конт­роля данных, полученных с помощью других методов. Нередко материалы анкетирования дополняются дан­ными интервью. При этом повторно опрашивается некоторая часть респондентов, входящих в выборочную совокупность.

Таким образом, опросные методы могут быть разделены на две большие группы — анкетирование и интервью, кото­рые отличаются формой контакта с опрашиваемым. Кроме того, анкетирование подразумевает наличие письменного оформления всех вопросов, с которыми работает респондент

Специфика анкетирования. К этому методу целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) выяснить отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам; б) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они находятся на обширной территории. Анкеты включает в себя три основные части: «обращение», демографический блок (пол, возраст и т.д.), основная часть, вопросы которой посвящены сбору и получению исследовательской информации.

Также анкетирование включает несколько этапов:

1. адаптация (вхождение в ситуацию опроса);

2. достижение цели;

3. выход из ситуации опроса (завершение, снятие напряжения).

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и определенная ограничен­ность. Их данные во многом основаны на самонаблю­дении опрашиваемых. Эти данные нередко свидетель­ствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной жизни, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получе­ние информации о мнениях, чувствах, мотивах, отно­шениях, интересах, а также об установках., аттитюдах, представлениях и т. д. чаще всего осуществляется по­средством опросов в той или иной форме. При этом данные опросов могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошед­шему и будущему. Безусловно, глубина и полнота отве­тов, их достоверность зависят от умения опрашивае­мого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления, а также от пред­лагаемого опрашиваемому инструментария.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Интервью предполагает непосредственный контакт респондента и интервьюера.

Цели интервью:

1. Уточнение информации о человеке.

2. Проверка гипотиз о профессионально важных качествах, деловых, личностных качествах.

3. Получение представления о ведущей мотивации.

4. Сбор информации о навыках, умениях, которые можно получить только в интервью (коммуникативные навыки, логичность мышления, грамотность, культурный уровень)

5. Оказание воздействия на поведение человека.

6. Оказание воздействия на понимание человека.

Типология интервью:

1. свободное (определяется основная тема);

2. фокусированное (внимание опрашиваемых «фокусируется» на определенный, заранее выбранный момент действительности);

3. интервью с открытыми вопросами проводится с применением заранее подготовленного плана.

4. формализованное интервью с закрытыми вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию по форме подачи материала.

Метод фокус-группы применяется для проведения качественных исследований. Фокус-группа сочетает в себе интервью, дискуссию и беседу и обычно проводится в специализированном или приспособленном для этого помещении, изолированном на время ее проведения от внешней среды. Задача — за счет применения различных средств и приемов добиться того, что дискуссия и интерес участников фокусируются вокруг предложенной им ценностно-смысловой конструкции (темы, проблемы, вещи, образа).

Метод моделирования. Любая модель имеет цель – установить однозначное понимание или оценку рассматриваемой ситуации для принятия решения. Модель – это упрощенное видение предмета. Модель воспроизводит не все свойства объекта, а только важные, решающие, существенные.

Основные направления моделирования:

· оценка состояния объекта;

· прогнозирование состояния объекта и внешней среды;

· планирование состояния объекта.

Модели применяются тогда, когда отсутствует полная достоверная информация, и когда по каким-то причинам невозможно оценить имеющуюся информацию.

Существует три способа формирования модели:

· феноменологический способ - в результате прямого наблюдения и изучения;

· дедуктивный способ – вычленение из более общей модели;

· индуктивный способ – обобщение более частных моделей.

К средствам модели могут быть отнесены метафоры, когнитивные карты и системный анализ.

Социометрический метод представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри коллективных и межколлективных связей, путем выявления отношений между членами группы. Данный тест был предложен Дж. Морено в 1943 г.

Социометрический тест позволяет выявить:

  • степень сплоченности, разобщенности группы;
  • социометрический статус члена группы;
  • внутренние подсистемы, сплоченные подгруппы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.

Процедура социометрического опроса включает в себя ряд этапов:

· Подготовительный этап. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования (проблемную зону), знакомится с величиной и социально-демографическими характеристиками группы, формулирует гипотезы, выбирает критерии запроса в группе и формулирует критерии в виде вопроса и занесение его на специальную карточку. Например, тип критериев: работа или досуг. Тип вопросов: например, «Кому бы вы доверили составление методики, которую стали бы использовать, а кому бы не доверили?» (работа). «С кем бы вы встретили новый год, а кого бы не хотели видеть рядом на новый год?» (досуг).

· Первый этап. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится им внушить доверие к себе. Задача – замотивировать испытуемых для поведения дальнейшего опроса.

· Второй этап. Проведение собственно опроса: инструктирование, раздача социометрических карточек, их заполнение опрашиваемыми и сбор карточек.

· Этап обработки информации, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных.

· Завершающий этап. Получение выводов и рекомендаций.

Метод групповой дискуссии – способ реализации субъект-субъектного взаимодействия, позволяющий собрать, выявить совокупность точек зрения на конкретную проблему, различий существующих позиций и создать всесторонний образ предмета обсуждений. Групповая дискуссия – это процесс организованного последовательного высказывания мнений по определенному вопросу, составляющему часть цепи из взаимосвязанных, взаимодополняющих и вместе раскрывающих обсуждаемую проблему вопросов. Групповая дискуссия предполагает групповую форму работы, причем участники активны, они излагают свое мнение, свою позицию, обмениваются взглядами.

Классификация по стратегии ведения:

1. Свободный тип. Вмешательство ведущего – минимально, он не ставит задач, не формирует способов работы. Его задача подвести группу к тому, чтобы группа сама сформировала цели и задачи. Вязкий темп группового процесса, паузы. Трудно переносимое участниками чувство неопределенности часто доходит у участников до агрессивных реплик. Используется у высокопрофессиональных групп, например, супервизорские группы.

2. Программированный тип. Наличие у ведущего четкого плана работы. Удобен в подростковых группах. Опасность: плановое ведение привносит скованность участников и тем самым ставит под сомнение саму идею дискуссии.

3. Промежуточный тип. Сочетает элементы програмированности с отступлениями в сторону свободной стратегии.

Стадии групповой дискуссии:

1. стадия ориентировки;

Формирование цели, темы дискуссии и однозначного ее понимания всеми участниками. Создание заинтересованного отношения к теме, обеспечение условий:

- число участников оптимальное 4 – 15;

- время дискуссии определяется совместно и заранее, участники должны знать, какими временными рамками они располагают;

- расположение участников в форме круга или подковы;

- включенность в группу. Желательна добровольность, установление доверительного контакта и желательна предварительная отработка навыков слушания, понимания, аргументации.

2. сбор информации (максимальный охват существующих мнений);

Адекватным будет мозговой штурм (способ коллективного продуцирования идей позволяет раскрепощать творческие процессы). Основные правила мозгового штурма.:

· запрет на критику;

· выдвигать самые фантастические идеи и как можно больше;

· продолжать и развивать прозвучавшие идеи.

Препятствия творческому мышлению:

· Конформизм;

· Цензура;

· Ригидность мышления.

3. оценка информации (критическое осмысление собранного материала);

Другая группа выступает как «критики», сортировка поступающих предположений:

- идеи группируются по определенным основаниям, например за и против;

- идеи анализируются методом «от противного»: если нет доказательств против, то идея остается;

- в конце отсекаются «дикие» идеи;

- идеи располагаются по степени важности;

Препятствия критического мышления:

  • опасения быть агрессивным;
  • боязнь возмездия;

4. подведение итогов. Сопоставление полученных результатов с целями. Обратная связь.

Члены группы в ходе дискуссии могут примерять на себя различные роли, организаторы, контроллер, критик, аналитик, генератор идей, эмоциональный лидер (поощритель). Ведущему надо отследить эти роли и сказать о них в обратной связи.

Сфера использования дискуссии:

  • В обучении и научном общении;
  • В диагностической работе;
  • В коррекционной психотерапевтической работе:
  • индивидуальная коррекция, изменение отношений к себе и другим;
  • групповая коррекция, изменение норм, ценностей.

Как основа других методов.

Контент-анализ применяется при анализе документов. Документ – это средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

До проведения контент-анализа необходимо:

· установить подлинность документа;

· проанализировать автора;

· определить, ради чего создавался данный документ (установки, мотивы, побуждения).

· условия составления документа: первичный или вторичный;

· окружение автора (располагала ли ситуация к объективности).

Методы анализа документов:

1. традиционные/неформализованные: основаны на логических операциях (анализ, синтез). Недостаток: большая субъективность.

2. формализованные/количественно-качественные: цель – уменьшить субъективизм. Основная проблема – привести язык документа в соответствии с языком исследователя.

Процедура контент-анализа:

1. Выделение цели, задачи, теоретической основы, объекта исследования (документ), разработка категориального аппарата.

2. Составление кодировочной инструкции.

3. Пилотажная кодировка текста.

4. Кодировка всего массива.

5. Статистическая обработка полученных данных.

6. Интерпретация полученных данных.

Ролевая игра.

Схема:

1. выбор участников;

2. обеспечение безопасности;

3. привлечение наблюдателей;

4. обсуждение, обратная связь.

Ролевые игры позволяют: учиться правильно задавать вопросы, понимать язык жестов, формировать умение слушать, достигать соглашений, получать коммуникативный навык, возможность узнать что видят и чувствуют другие люди, повышать самосознание, без риска совершать ошибки, разрешать внутриличностные конфликты, переиграть ситуацию, с которой не удалось справиться в прошлом и справиться с негативными эмоциями, принять их, а так же репетиция возможных реальных ситуаций.

Наши рекомендации