Б1.б.08 песихология и педагогика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.08 ПЕСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Направление подготовки

Экономика

Менеджмент

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Мурманск – 2017

Двоеглазова М.Ю.

Рабочая программа дисциплины Б.1.Б.08 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, направление подготовки «Экономика», «Менеджмент». Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. – Мурманск: СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ, 2017.

© СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ, 2017

© АНО ВО МГЭУ, 2017

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель освоения дисциплины –сформировать представление о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека, о развитии человека как личности и субъекта социально-исторического развития общества.

Планируемый результат освоения дисциплиныБ.1.Б.08 «Психология и педагогика» – формирование у обучающихсяобщепрофессиональной компетенции – ОК-6 – способностью к самоорганизации и самообразованию.

Задачи дисциплины:

- сформировать теоретические знания по психологии и педагогике;

- сформировать умение мыслить психологическими и педагогическими категориями;

- сформировать представления о методах исследования, применяющихся в психологии и педагогике;

- сформировать умение применять психологические и педагогические знания в решении проблемных ситуаций;

- сформировать умение организовывать собственную деятельность и осуществлять самообразование.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование– ОК-6 – способностью к самоорганизации и самообразованию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- теоретико-методологические основы психологии и педагогики;

- категориальный аппарат психологии и педагогики;

- основные факты, механизмы и закономерности функционирования психики;

- сущность процессов воспитания и обучения, закономерности, принципы, методы реализации воспитания и обучения.

Уметь:

- применять методы психологии и педагогики в исследовательских целях;

- осуществлять учебно-познавательную деятельность;

- прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;

Владеть:

- навыками работы с психологической и педагогической информацией;

- навыками применения психологических и педагогических знаний для анализа ситуаций, возникающих в управленческой деятельности.




4.2. Содержание дисциплины

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. Введение в психологию

Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии

Определение психологии. Этапы становления психологии как самостоятельной науки. Предмет психологии на современном этапе развития. Понятие психики, ее функций и проявлений. Особенности психического отражения как базовой функции психики. Мозг и психика. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Методология и методы психологии. Понятие о методологии. Уровни методологии. Методологические принципы психологии. Понятие о методе науки. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву). Характеристика методов исследования, применяющихся в психологии. Этапы психологического исследования. Требования к организации и проведению психологического исследования.

Основные понятия: психология, метод, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, методология, методологический принцип, наблюдение, экспериаменит, беседа, опрос, интервью, анкетирование, анализ продуктов деятельности, социометрия.

Тема 3. Деятельность

Понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от активности животных. Структура деятельности. Характеристика компонентов деятельности (мотивационно-целевой, операционально-технический, контрольно-оценочный). Внешняя практическая и внутренняя психическая деятельность. Интериоризация и экстериоризация. Освоение человеком деятельности. Формирование умений и навыков. Взаимодействие навыков. Привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельности и их характеристика. Индивидуальный стиль деятельности и его формирование.

Основные понятия: деятельность, активность.действие, операция, проактивное торможение, ретроактивное торможение, интериоризация, экстериоризация, привычка, навык, умение, мотив, цель, оценка, контроль, интерференция навыков, индивидуальный стиль деятельности.

Тема 4. Личность

Общее понятие о личности. Зарубежные и отечественные теории развития личности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность. Индивидуальный подход. Активность личности, ее источники. Понятие о потребностях как внутреннем источнике развития личности. Классификация потребностей. Понятие о мотивах поведения. Мотивация поведения как проявление потребностей и направленности личности. Формирование личности. Методы изучения личности.

Основные понятия: личность, человек, индивид, субъект деятельности, индивидуальность, потребность, мотив, мотивировка, мотивация, направленность личности, личностный смысл, уровень притязаний, локус контроля, индивид, субъект деятельности, индивидуальность, установка.

Тема 5. Темперамент

Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Исследование темперамента И.П. Павловым, Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным. Основные свойства и проявления темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Основные понятия: темперамент, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

Тема 6. Характер

Понятие о характере. История учений о характере. Природное и приобретённое в характере.структура характера. черты Характера. Свойства характера. Характер и темперамент. Характер и направленность личности. Акцентуации характера. Формирование характера.

Основные понятия: характер, акцентуация характера, психопатия, черта характера.

Тема 7. Способности

Понятие о способностях. Врожденное и приобретенное в способностях. Задатки как природная предпосылка развития способностей. Способности и склонности. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей, виды способностей, уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность). Развитие способностей. Проблема диагностики способностей.

Основные понятия: способности, задатки, склонности, талант, гениальность, одаренность.

Тема 8. Эмоции и чувства

Общая характеристика эмоций и чувств человека, их значение и функции. Физиологические основы эмоций и чувств. Формы переживания эмоций и чувств. Классификация видов эмоций. Виды высших чувств. Воспитание и самовоспитание чувств.

Основные понятия: эмоции, настроение, чувственный тон, аффект, страсть, стресс, настроение, фрустрация, высшие чувства (эстетические, праксические, интеллектуальные и т.д.).

Тема 9. Воля

Понятие о воле, ее значение, функции и связь с другими психическими процессами. Физиологические механизмы воли. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

Основные понятия: воля, волевое действие, волевое усилие, локус контроля, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, волевые качества личности.

Тема 10. Внимание

Понятие о внимании. Значение и функции внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания, факторы, обуславливающие функционирование непроизвольного, произвольного, послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Методы исследования внимания. Развитие внимания.

Основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем, избирательность, рассеянность, доминанта, оптимальный очаг возбуждения, индукция нервных процессов.

Тема 11. Ощущение

Понятие об ощущениях. Рецепторная и рефлекторная теории ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Измерение ощущений.

Основные понятия: ощущение, сенсорная изоляция, верхний и нижний порог чувствительности, разностный порог, модальность, длительность, пространственная локализация раздражителя, интенсивность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, чувствительность, качество, адаптация сенсорная, сенсибилизация, синестезия.

Тема 12. Восприятие

Понятие о восприятии, его функции и значение. Отличие восприятия от ощущений. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии. Наблюдение и условия его эффективности.

Основные понятия: восприятие, предметность, сенсорный эталон, апперцепция, целостность, константность, категоризованность, осмысленность.

Тема 13. Память

Понятие о памяти, значение памяти в жизнедеятельности человека. Теории памяти. Физиологические основы памяти. Виды и типы памяти. Процессы памяти. Память и мышление, их взаимосвязь. Методы изучения памяти. Формирование и развитие памяти.

Основные понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, реминисценция, узнавание.

Тема 14. Мышление

Понятие о мышлении, значение мышления. Особенности мышления: социальная природа мышления, связь мышления с чувственным познанием, обобщенность и опосредованность мышления. Теории мышления. Физиологические основы мышления. Виды и формы мышления. Операции мышления. Мышление и речь. Мышление и эмоции. Память и мышление, их взаимосвязь. Методы изучения мышления. Формирование и развитие мышления.

Основные понятия: мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение, категоризация, понятие, суждение, умозаключение, качества ума.

Тема 15. Речь

Понятие о речи и языке. Основные функции языка. Роль речи в психической деятельности человека. Физиологические основы функционирования речи. Функции и виды речи. Расстройства речи.

Основные понятия: язык, речь, значение и смысл слова, активный словарный запас, пассивный словарный запас.

Тема 16. Воображение

Понятие о воображении. Функции и значение воображения в жизни человека. Физиологические основы функционирования воображения. Виды воображения. Процессы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Методы изучения воображения. Развитие воображения.

Основные понятия: воображение, агглютинация, типизация, схематизация, гиперболизация, мечта, грезы, фантазия, воссоздающее и творческое воображение.

Вопросы к экзамену:

1. Психология как наука. Этапы становления психологии как самостоятельной науки.

2. Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.

3. Предмет психологии. Понятие о психике, психическом отражении, его особенностях.

4. Методология психологии. Уровни методологии и их характеристика.

5. Методологические принципы психологических исследований.

6. Этапы психологического исследования, их характеристика.

7. Классификация методов психологических исследований.

8. Общая характеристика методов исследований.

9. Сознание как высший уровень развития психики, его структура.

10. Бессознательное, проявления бессознательного.

11. Психологическая защита, значение психологической защиты, виды психологических защит.

12. Коппинг-стратегии поведения, значение, виды коппинг-стратегий поведения.

13. Структура самосознания, характеристика компонентов.

14. Самооценка, виды, связь с уровнем притязаний.

15. Деятельность и ее структура. Освоение деятельности.

16. Личность. Структура личности.

17. Направленность личности. Личность и индивидуальность.

18. Потребности как источник развития личности. Классификация потребностей.

19. Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента.

20. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Проблема изменчивости темперамента.

21. Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере.

22. Структура характера. Основные черты и свойства характера.

23. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера.

24. Способности. Задатки и способности. Способности и склонности. Проблема наследования способностей. Виды способностей.

25. Структура способностей, уровни развития способностей. Формирование способностей.

26. Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические основы эмоций и чувств.

27. Эмоциональные состояния и формы переживания чувств.

28. Высшие чувства, их виды.

29. Воля, волевой акт, волевое действие, волевое усилие.

30. Волевые качества личности, воспитание и самовоспитание воли.

31. Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания.

32. Виды внимания. Факторы, определяющие актуализацию внимания.

33. Свойства внимания.

34. Общая характеристика ощущений. Связь ощущений сдругим познавательными процессами. Физиологические основы ощущений.

35. Виды ощущений и их характеристика.

36. Свойства ощущений.

37. Общая характеристика восприятия. Связь восприятия сдругим познавательными процессами. Физиологические основы восприятия.

38. Виды восприятия и их характеристика.

39. Свойства восприятия.

40. Память, е значение в жизнедеятельности человека. Связь памяти сдругим познавательными процессами. Теории памяти. Физиологические основы памяти.

41. Виды памяти.

42. Процессы памяти и их характеристика.

43. Мышление, значение мышления, связь с другими познавательными процессами. Физиологические основы мышления.

44. Виды мышления. Формы мышления.

45. Мыслительные операции.

46. Речь, значение, физиологические основы речи. Связь речи с другими познавательными процессами.

47. Виды речи и их характеристика.

48. Воображение, значение воображения в жизнедеятельности. Связь воображения с другими познавательными процессами. Физиологические основы воображения.

49. Виды воображения.

50. Формы синтеза информации в воображении.

Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2013.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.,2017.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологи. – М., 2017.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.

5. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

6. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И. Рогов. – М., 2003.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М.: Владос, 2003.

2. Гамеза М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.,1997.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – в 2-х т. – М.,1992.

5. Гранвская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.

6. Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб.,2002.

7. Ительсон И.В. Лекции по общей психологии. – М.,2002.

8. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.,1996.

9. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.-Воронеж,1997.

10. Лапп Д. Невероятные возможности вашей памяти. – СПб.,2003.

11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.,2000.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2002.

13. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. –М.,1990.

14. Обозов Н.Н. Психология субъекта познания. – СПб.,1997.

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.,1998.

16. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель, 2007.

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.,1995.

18. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. – М.,1995.

19. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной психологии. – М.,1996.

20. Френкин Р. Мотивация поведения. – СПб.,2003.

ЧАСТЬ II. ПЕДАГОГИКА

Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

Понятие «образование». Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Образование как педагогический процесс. Движущие силы и структура педагогического процесса. Функции и этапы педагогического процесса. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса.

Роль образования в современной России. Цели образования. Таксономия целей образования. Понятие об образовательной политике. Российская и международная нормативно-правовая база образования. Мировое образовательное пространство, тенденции его развития.

Основные понятия: образование, ценность, общечеловеческая ценность, феномен, педагогический процесс, целостность, целостный педагогический процесс, структура, этап, закон, закономерность, принцип, правило.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.08 ПЕСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Направление подготовки

Экономика

Менеджмент

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Мурманск – 2017

Двоеглазова М.Ю.

Рабочая программа дисциплины Б.1.Б.08 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, направление подготовки «Экономика», «Менеджмент». Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. – Мурманск: СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ, 2017.

© СЗИ(Ф) АНО ВО МГЭУ, 2017

© АНО ВО МГЭУ, 2017

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель освоения дисциплины –сформировать представление о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека, о развитии человека как личности и субъекта социально-исторического развития общества.

Планируемый результат освоения дисциплиныБ.1.Б.08 «Психология и педагогика» – формирование у обучающихсяобщепрофессиональной компетенции – ОК-6 – способностью к самоорганизации и самообразованию.

Задачи дисциплины:

- сформировать теоретические знания по психологии и педагогике;

- сформировать умение мыслить психологическими и педагогическими категориями;

- сформировать представления о методах исследования, применяющихся в психологии и педагогике;

- сформировать умение применять психологические и педагогические знания в решении проблемных ситуаций;

- сформировать умение организовывать собственную деятельность и осуществлять самообразование.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование– ОК-6 – способностью к самоорганизации и самообразованию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- теоретико-методологические основы психологии и педагогики;

- категориальный аппарат психологии и педагогики;

- основные факты, механизмы и закономерности функционирования психики;

- сущность процессов воспитания и обучения, закономерности, принципы, методы реализации воспитания и обучения.

Уметь:

- применять методы психологии и педагогики в исследовательских целях;

- осуществлять учебно-познавательную деятельность;

- прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;

Владеть:

- навыками работы с психологической и педагогической информацией;

- навыками применения психологических и педагогических знаний для анализа ситуаций, возникающих в управленческой деятельности.

4.2. Содержание дисциплины

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ

Наши рекомендации