Тестирование как объективная и эффективная форма контроля знаний, навыков и умений учащихся в старших классах
Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний и умений учащихся
К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся
сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа.
Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым
рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной
формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и неоперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ
учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы
предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К
тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с
необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде
тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки
знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет
своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив
больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки
письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные
мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.
Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет
избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика
истинной или мнимой[4;228].
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами
проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным
инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и
повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля
наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и
экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика на
вопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязни
неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой
атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школе
хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по
целому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам.
Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком
зависит от двух основных факторов.
Во-первых — это отсутствие доступапосторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзязабывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицуправильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменятьсяполученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуетсяиспользовать одни и те же варианты тестов в различных классах.
Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые
преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то
тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда
особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом
достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих
тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с
ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов
и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные
формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь
явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ
методом исключения неверных вариантов[5;145].
Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается
также многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать
вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому
занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых
контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и
всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин.