Основные виды и структура занятий по развитию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание коррекционных занятий направлено на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений учащихся. Количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебным планом специального образования в соответствии с образовательным стандартом.

В состав содержания специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы, выделяются следующие коррекционные занятия:

- «Развитие познавательной деятельности»;

- «Развитие эмоционально-волевой сферы»;

- «Формирование игровой деятельности»;

- «Ритмика и танец».

В состав содержания специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по учебному плану второго отделения вспомогательной школы, выделяются следующие коррекционные занятия:

- «Развитие познавательной деятельности»;

- «Развитие эмоций»;

- «Формирование игровой деятельности».

Одним из основных коррекционных занятий является «Развитие познавательнойдеятельности учащихся». От его состояния зависит успешность ребёнка в усвоении школьной программы. В качестве особых видов познавательной деятельности выступают познавательные психические процессы, направленные на познание себя и окружающего мира: восприятие, мышление, память, речь. Овладение базовыми школьными навыками предусматривает так же определённый уровень развития мелкой моторики, артикуляционной моторики и языкового анализа и синтеза.

Так как самым нарушенным познавательным процессом у детей с интеллектуальной недостаточностью является мышление, то и коррекционная работа по формированию познавательных умений в области развития мышления «пронизывает» содержание коррекционно-развивающей работы в рамках всех других направлений.

Основные разделы этой работы:

- развитие слухового восприятия и мышления;

- развитие зрительного восприятия и мышления;

- развитие пространственной ориентировки и мышления;

- развитие мелкой моторики рук, артикуляционной моторики,

кинестетического восприятия и мышления;

- развитие устной речи и мышления;

- развитие памяти и мышления.

Структура корекционно-развивающего занятия.

1. Вводная часть

Общая задача – создавать условия успешности деятельности на занятиях. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- вызвать положительный эмоциональный настрой;

- привлечь интерес детей к предстоящей деятельности на занятии, так как интерес стимулирует познавательную активность детей, наличие которой является важнейшим условием успешности его познавательной деятельности;

- обеспечить активизацию психической деятельности. Решение этой задачи значимо не только само по себе, но и в связи с тем, что коррекционные занятия чаще всего проводятся после уроков.

2. Основная часть

Общая задача – решать поставленные к занятию коррекционно-развивающие задачи, т. е. формировать определённые умения в «проблемной» для ребёнка области развития.

2.1. Подготовительный этап

Задача – актуализировать базисные умения, от которых зависит процесс формирования нового умения.

2.2. Формирующий этап

Задача – формировать отсутствующее или недостаточно развитое умение в «проблемной » для ребёнка области развития. Это основной и наиболее продолжительный этап коррекционного занятия.

2.3. Этап самостоятельной работы учащихся

Задача – выявлять состояние сформированности умений, над которыми работали на занятии.

3. Заключительная часть

Задачи – развивать рефлексивные умения учащихся (особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют об отсутствии у них этого рода умений либо крайне недостаточном уровне их сформированности), выявлять эмоциональное состояние детей (это может дать учителю весьма ценную информацию для анализа собственной деятельности: если эмоциональное состояние ребёнка ухудшилось в течение занятия, следует оценить содержание предлагавшейся ему деятельности – с точки зрения степени сложности, привлекательности, характера оценивания деятельности педагогом.

Поскольку в программе коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью» очень подробно приводится примерное содержание коррекционной работы по вышеперечисленным разделам, на данный момент существует большое количество разнообразных упражнений, заданий, дидактических игр на коррекцию внимания, памяти, восприятия, мышления, то подробно на этом вопросе мы не будем останавливаться. В помощь при проведении занятий, хочу порекомендовать новое учебно-методическое пособие В. В. Гладкой «Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности», которое вышло в 2011 году. Здесь очень подробно описаны типы коррекционных занятий (диагностические и коррекционно-развивающие), методика их проведения, постановка задач, темы занятий и много другой полезной информации.

У детей с интеллектуальной недостаточностью, помимо недоразвития познавательной деятельности в целом имеются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. Присутствуют возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно на них реагировать.

Поэтому не менее основным коррекционным занятием является занятие поразвитию эмоций. Основная цель коррекционной работы по этому направлению – это развитие эмоционального интеллекта (способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, чтобы управлять эмоциями в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми).

Развитие эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью происходит поступательно, предлагаются вначале готовые образцы эмоциональных реакций. Усваивая которые, ребёнок постепенно учится правильно реагировать в определённых ситуациях.

Основные задачи по развитию эмоций:

- формирование умения фиксировать внимание на лицах учителя, другого ребёнка и понимать эмоции (радость, печаль, спокойствие, интерес, удивление, злость, гнев, страх);

- обучение мимической гимнастике и приёмам релаксации мышц лица;

- формирование умений адекватно понимать эмоциональные состояния окружающих;

- накопление пассивного и активного эмоционального словаря;

- воспитание приёмов речевой и поведенческой этики на эмоциональной основе.

Примерное содержание программного материала:

Мимическая гимнастика. Поднять брови вверх, сильно зажмуриться, надуть щёки, втянуть щёки в полость рта, широко раскрыть глаза, выдвинуть губы для «воздушного поцелуя», растянуть губы в улыбке, нахмурить брови.

Усложнённая мимическая гимнастика. «Ты удивляешься» (поднять брови, сделать большие глаза). «Ты сердишься» (сдвинуть брови). «Тебе хочется спать» (прикрыть глаза). «Тебе весело» (улыбнуться, подморгнуть). «Тебе страшно» (широко раскрыть глаза, сжать руки в кулаки). «Тебе смешно» (рот полуоткрыт, ты смеёшься).

Декодирование (распознавание) эмоций. Показ картинок, где дети смеются, плачут, испугались. Распознавание эмоций на лице учителя, других детей. Определение, какой ребёнок радуется, а какой печалится, кто боится, а кто сердится. Распознавание сердитого и доброго дедушки, кислого и сладкого яблока.

Имитационно-игровая деятельность.«Мы нюхаем цветок», «Вкусные конфеты», «Солёный чай», «Встреча с другом».

«Успокоим малышей». Часть детей – малыши, они скучают без мамы, плачут (брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт, они плачут). Другая часть детей их успокаивает, потом роли меняются.

«Обиженные мальчики». Один мальчик обидел другого, толкнул его нечаянно. Вкусное яблоко упало в песок. Второй мальчик не стерпел и толкнул первого. Оба мальчика обиделись. Брови у них нахмурены, лица сердитые. Они наступают друг на друга. Дети проигрывают эту ситуацию. Просят прощения, мирятся.

«Солёный чай». Мальчик налил себе в чашку чая и положил две ложечки сахара. Он был невнимателен, и вместо сахара положил мелкую соль. Попробовал чай и скривился: такой он был невкусный. Дети передают соответствующее выражение лица: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза прижмурены, верхняя губа подтянута к носу. Нос сморщился. Невкусный чай с солью!

При проведении занятий по развитию эмоционально-волевой сферы можно использовать следующие этапы:

  1. Мимическая гимнастика.
  2. Воспроизведение детьми эмоций (обращать внимание на положение бровей, глаз, линии рта).
  3. Работа над пониманием эмоциональных жестов, движений, поз; воспроизведение эмоций на фотографиях, картинках с изображением человека или животного.
  4. Проигрывание ситуаций, эмоциональных этюдов, упражнений (игра «Зеркало», этюды «Моё настроение», «Мне грустно», «Я устал»).
  5. Рассматривание и «расшифровка» эмоций на картинках работа над эмоциональным словарём.
  6. Работа над литературными произведениями (сказки, стихи Барто, Маяковского, Чуковского, Маршака, тексты Осеевой, Толстого и др.).
  7. Передача ребёнком своего настроения, эмоционального состояния разными способами: путём выбора соответствующей картинки, движениями, изодеятельностью.
  8. Обучение приёмам релаксации.
  9. Подведение итога занятия с обязательной похвалой детей за участие в работе.

Коррекционные занятия «Формирование игровой деятельности» также очень важны для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Обладая особыми эмоциональными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обогащает оттенками. По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О.С.Никольская, Е.С.Слепович, Л.И.Праксина и другие) через специально организованную коррекционную игровую деятельность детей с особенностями психофизического развития удовлетворяются различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое, интеллектуальное развитие, формируется личность, обогащается её внутреннее содержание, одновременно с потребностью преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения. Таким образом, в игре формируется то, отчего впоследствии будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности ребёнка, а самое главное – успешность его социализации.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:

- игра – фактор развития детей;

- игра – способ приобщения его к миру культуры;

- игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;

- игра – ознакомление с широким спектром видов человеческой деятельности;

- игра – мягкое корректирование воспитанности, незаметное вовлечение в ценностную палитру новых для него отношений;

- игра – деликатное диагностирование социального развития;

- игра – профессионально изящная форма социально-психологического тренинга;

- игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

- игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты проживания радости жизни;

- игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в коллективе.

Для детей с ОПФР игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма обучения. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие детей сюжетно-ролевые игры.

В игровой деятельности реализуется потребность ребёнка участвовать в жизни взрослых.

Игра – это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использование различных игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. В ходе игр какие-либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся детьми в других, игровых обстоятельствах. Удовлетворяя желание быть похожими на взрослых, дети реализуют в играх своё стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их. В ходе сюжетно-ролевых игр дети с ОПФР используют различные предметы, действуют с ними, сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних их качеств и домысливают, достраивают воображением другие, употребляют одни предметы в качестве других.

Всё это совершенствует ощущение и восприятие детей, способствует развитию их мышления, развивает и тренирует их воображение.

Сюжетно-ролевые игры уточняют и углубляют представления детей об окружающем, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать их знания, речевой запас и расширять значение слов. В ходе этих игр познаётся мир.

Сюжетно-ролевые игры развивают интерес и любовь к животным, книгам, интерес к учению, к различным видам труда, уважение к людям труда, умение и желание работать. В ходе этих игр дети с ОПФР усваивают правила общественного поведения, овладевают нормами поведения.

№15

Наши рекомендации