Методика формирования навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
В современных условиях для правильной социальной адаптации детей необходимы не только определённые знания, но и умения использовать их в повседневной жизни. Поэтому одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребенка, но в отношении ребёнка с интеллектуальной недостаточностью приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и способствует укреплению его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки для развития других видов деятельности. Поэтому формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях, так и в семье.
Проблемой формирования навыков самообслуживания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью занимались Е.А. Кинаш, Е.В. Моржина, А.А. Мифтвахова, С. Паустовская, Е.Т. Смирнова, Н. Чулкова, Т. Яковец и др. Все они пришли к выводу о том, что труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Для изучения особенностей усвоения навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью было организовано сравнительное исследование на базе ГУО «ДЦРР № 97» г. Гродно, ГУО «Специальный ясли-сад № 5 «Купалинка» г. Гродно. Всего в эксперименте участвовало 10 дошкольников в возрасте 6-8 лет: 5 дошкольников с сохранным интеллектом, 5 дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Все дошкольники с сохранным интеллектом показали хорошие результаты при выполнение действий по самообслуживанию (уровень сформированности навыков самообслуживания находится на высоком – 80%, выше среднего уровня 20%). Они понимали инструкции экспериментатора, после чего сразу же приступали к выполнению действий, при этом все действия сопровождались речью (дошкольники рассказывали о последовательности выполнения действий). Детям доступно умение устанавливать причинно-следственные связи. Высокие результаты наблюдались и при обследовании у дошкольников навыка приёма пищи: они дифференцировали понятия ложка/вилка и пользовались ими в соответствии с их назначением. При приёме пищи дошкольники были аккуратны в своих действиях, не крошили за столом, умели пользоваться салфеткой. После окончания приёма пищи задвигали за собой стульчики и использовали слова благодарности. Таким образом, у дошкольников с сохранным интеллектом в полной мере сформированы навыки самообслуживания
В то же время лишь 20% дошкольников с интеллектуальной недостаточностью выполняли действия по самообслуживанию на уровне выше среднего. При выполнении дошкольниками действий, связанных с мытьём рук, экспериментатором отмечалась поэтапность выполняемых действий. Дети понимали назначение воды, мыла, полотенца, охотно пытались рассказать, для чего они нам необходимы. При выполнении действий, связанных с одеванием (раздеванием), дошкольникам требовалась помощь при застёгивании пуговиц и молний, завязыванию шнурков. Деятельность детей контролировалась педагогом с помощью слова.
У остальных детей навык самообслуживания находиться на среднем и низком уровнях. Средний уровень был выявлен у 60% дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. При выполнении действий по мытью рук, приёму пищи, дошкольников необходимо было постоянно стимулировать к выполнению действий. При приёме пищи дети понимали речевую инструкцию, представленную взрослым; самостоятельно ориентировались в условиях задания; при затруднениях использовали помощь взрослого или выполняли действия по образцу. Но, при этом, у детей наблюдались специфические орудийные и соотносящие действия, снижающие качество выполнения трудовых действий. Например, дети держали ложку в руке «кулачным» захватом или «вилочным» захватом. При выполнении действий по одеванию (раздеванию) детям легче всего раздеваться. При одевании необходима помощь при завязывании шнурков, застёгивании молний и пуговиц. Здесь все действия выполняются под руководством педагога. При выполнении действий, связанных с мытьём рук, дошкольникам необходимо постоянно напоминать и совместно выполнять действия.
Низкий уровень при выполнении навыков самообслуживания показали 20% дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. При приёме пищи дети с трудом понимали речевую инструкцию, представленную взрослым; при затруднениях не использовали помощь взрослого. При выполнении действий, связанных с мытьём рук, педагог постоянно напоминал о последовательности мытья рук, после чего данные действия выполнялись совместно со взрослыми. В процессе одевания (раздевания) дошкольники использовали помощь взрослого при одевании, самостоятельно не выполняли действия по застёгиванию молний, замков и завязыванию шнурков. Процесс раздевания давался намного легче, но с опорой на слово либо действие взрослого.
Таким образом, можно судить о том, что у большинства дошкольников с интеллектуальной недостаточностью навык самообслуживания сформирован. Такие дети пассивны, поэтому, в процессе выполнения действий по самообслуживанию дошкольников необходимо постоянно побуждать к действию, напоминать о последовательности выполняемых действий.
На основании полученных данных нами были определены основные направления работы по развитию навыков самообслуживания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В качестве основного средства развития навыков самообслуживания предлагаем использовать дидактические игры различных групп (игры с предметами, словесные, настольные). Использование дидактических игр обусловлено их динамичностью, эмоциональностью, заинтересованностью со стороны детей, возможностью многократного повторения нужного материала.
Также в дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.
Таким образом, очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении. Этого можно добиться путём каждодневного взаимодействия дефектолога и ребёнка в процессе игры, в процессе коррекционно-развивающих занятий. Важную роль, в процессе формирования данных навыков, играют родители детей: они должны в домашних условиях закреплять умения, приобретенные детьми в условиях дошкольного учреждения. Такая целенаправленная работа не только с ребёнком, но и его семьёй позволит снизить зависимость дошкольника от окружающих людей, содействует укреплению его уверенности в своих силах, продвижению в психомоторном развитии, создаёт предпосылки для обучения другим видам деятельности.
№10
19. Структура, содержание и формы ранней комплексной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь.