Методика формирования навыков самообслуживания. В средней группе (дети пятого года жизни), помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков

Средний возраст


В средней группе (дети пятого года жизни), помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.

В практике встречается немало пятилетних детей, которые благодаря систематическому упражнению приучены к личной гигиене, к опрятности и порядку.

Вот типичное поведение пятилетнего ребенка при умывании к концу пребывания его в средней группе. Толя быстро подошел к умывальнику, энергично завернул рукава рубашки, смочил руки водой. Затем он взял мыло, обильно намылил их до локтей, смыл водой. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо он их вымыл, сделал энергичные круговые движения руками, послушал, «скрипят ли», затем вымыл лицо и пошел вытираться полотенцем.

Поскольку дети к пяти годам овладевают многими основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказанию взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, в чем дети могли обслужить себя сами, делать за них считается предосудительным.

Интересны в этом отношении наблюдения за поведением детей. Виталику долго не удавалось застегнуть пуговицы на пальто, он старательно это делал, но пуговицы каждый раз вырывались из рук в тот момент, когда краем попадали в петлю.

Света предложила Виталику помочь застегнуть пальто. Виталик охотно согласился, но потом расстегнул все пуговицы и начал застегивать снова. На вопрос, зачем он расстегнул пальто, Виталик заявил: «Я сам, я теперь умею».

Некоторые дети после валенок (весной) затрудняются зашнуровывать и завязывать ботинки, надевать и застегивать их. Для многих детей это новый навык, который надо освоить. Воспитатели должны терпеливо учить их, как надо это делать, добиваться, чтобы они сами справлялись с этой задачей.

Как показывают наблюдения, девочки быстрее осваивают этот навык. Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, — застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание — содействуют развитию у них мелкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.

Роль воспитателя — руководить этим процессом.Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки, завязывать шнурки, учили дети, которые уже умеют это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.

«А Гена сегодня уже сам зашнуровал ботинки, он только бантиком завязывать не умеет»,— говорила Валя воспитательнице. Дольше других с этой задачей не мог справиться Саша. Дети заранее давали ему советы, как лучше это делать. «Ты сначала хорошо ботинок надень, потом шнурки возьми, один в одну дырочку, а другой в другую, чтобы они ровненько шли», — говорила Света. Сестра Саши, Оля, сердилась на брата: «Он все знает, как надо, а не хочет, потому что дома ему мама все делает».

Организация общения пятилеток с детьми третьего года жизни дает возможность первым упражняться в оказании помощи в одевании, уборке игрушек (при напоминании мест их хранения). Эта деятельность по оказанию помощи протекает особенно успешно, если малышей, приучают слушаться старших ребят. Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.

Формирование умения оказывать помощь сверстникам и более младшим детям осуществляется в результате активного взаимодействия детей друг с другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т. д. Эти и подобные им задания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые, в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.

Привлечение пятилеток к оказанию помощи маленьким детям имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому является наличие закрепленного навыка по выполнению хорошо знакомого правила самообслуживания. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому.

Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю.

Это объясняется тем, что ребят не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждает в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивается общими напоминаниями: «Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво».

Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходить на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно.

К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются «научить» опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения. Наблюдается активное речевое общение «помощника» с «опекаемым».

Вот типичный пример. Слава получил задание помочь раздеться малышам, пришедшим с прогулки. Мальчик тут же обращается к малышу и говорит: «Где твой шкаф? Давай я тебе помогу раздеться». Малыш не слушается. «Нельзя баловаться», — продолжает Слава и настойчиво начинает развязывать шарф. Малыш сначала сопротивляется, затем успокаивается. «Где твой шкаф?» — повторяет Слава. «Тутла», — отвечает малыш и показывает на шкаф, где нарисована кукла. «Не тутла, а кукла. Скажи: «Кукла». А теперь вешай шарф. Знаешь, где висит шарф? Не знаешь? Его нужно повесить на гвоздик». Слава сам вешает шарф. Малыш смотрит внимательно и т. д.

Хорошо, когда взаимодействие детей разных возрастов сопровождается проявлением добрых чувств: сочувствия, симпатии и нежности, заботы. Однако в поведении детей-пятилеток можно иногда наблюдать и нежелательные проявления. Например, при общении с малышами они начинают ими слишком командовать, опекать их, не позволять самим выполнить какие-либо действия. Воспитателю удается этого избежать, если предварительно специально подготавливать детей к работе с маленькими. Хорошо, если он поговорит с ними, как и в чем конкретно надо оказать помощь маленьким, чему их можно научить, а в чем предоставить возможность проявить самостоятельность.

Воспитатель добивается от пятилеток почти полной самостоятельности в самообслуживании. Ведь навыки, приобретенные ими в 3—4 года, стали более прочными, осознанными.
При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняет, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих.

Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо больше уделять внимания упражнению детей в самообслуживании; заинтересовывать их разнообразием этого труда, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Таким образом, условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.

Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, если воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогли. А теперь все дружно поиграем».

Анализ результатов труда, объективная их оценка становятся эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя.

Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.

Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям (плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его.

По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Наши рекомендации