Методика обучения счету детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью счету требует систематической последовательности в работе. Рассмотрим более подробно этапы формирования чисел 1-5 и специфику работы на каждом этапе. Формирование чисел от 6 до 10 проводится аналогично.
1 этап - получение числа. На данном этапе у детей формируются представления о получении нового числа путем присчитывания единицы к предшествующему числу, уже знакомому детям (исключение - число 1 и 0).
В целях развития мышления важно предусмотреть работу дошкольников с различным наглядным материалом: сначала реальные предметы (игрушки, природный материал, предметы или их муляжи), затем предметы, заменяющие реальные предметы (счетные палочки, геометрические фигуры), потом иллюстративный материал, рисунки (в том числе самих детей). Хороший эффект дает и вовлечение в учебный процесс пальцев рук, с помощью которых учащиеся также получают новое число («Покажи 2 пальца. Добавь к ним еще 1 палец. Сколько пальцев стало?»).Первоначально вопросы учителя и ответы детей по получению нового числа должны опираться на предметно-практические действия с совокупностями предметов, наглядность (вопрос: «Как получили три стула?»; ответ: «Взяли два стула, и еще прибавили один стул, получили три стула»).Когда у детей накопятся подобные первоначальные знания, следует учить их абстрагироваться от конкретных представлений по получению нового числа (вопрос: «Как получили число три?»; ответ: «К двум прибавили один, получили три»). Этот шаг требует от ребенка отвлечения от природы элементов множеств и очень важен в развитии понятия числа.
На данном этапе действия детей по получению нового числа лучше сопровождать символической записью: 2 + 1, что важно для развития у них математического мышления. Однако, учитывая, что с новой цифрой дети пока не знакомы (а с этим нельзя торопиться), результат действия не записывается, а лишь называется. Одновременное введение и способа получения числа, и его обозначения цифрой требует определенного уровня абстрагирования и обобщения. Имеющиеся нарушения этих мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью могут привести к тому, что формирование знаний произойдет формально, и представления детей о числе окажутся неполными, фрагментарными. Между тем, продвижение «шагами», пусть малыми, но обеспечивает умственно отсталым детям усвоение необходимых знаний и способствует формированию более полных представлений о числе.
2 этап - обозначение числа цифрой и письмо цифр. На данном этапе дошкольники знакомятся с печатной и рукописной цифрой, обозначающей новое число (которое они уже научились получать).
Педагог должен стараться обучить детей написанию цифр в одну клетку. Но некоторым ученикам, испытывающим значительные трудности при овладении графическими умениями, можно дать написание цифр в две клетки. Такое написание в большей степени отвечает возможностям с множественными и тяжелыми нарушениями, и не является обязательным для всех остальных детей. Написание цифры в две клетки значительно проще, чем в одну, но в то же время позволяет детям запомнить образ той или иной цифры.На этом этапе, следуя обязательному условию успешности формирования математических знаний и умений - непрерывной повторяемости ранее пройденного материала - следует вернуться к способу получения нового числа, дополняя и расширяя уже имеющиеся знания детей. Становится возможным записать способ получения нового числа с помощью полного выражения (а не частичного, как было ранее): 2 + 1 =3. Следует рассмотреть также второй способ получения предыдущего числа путем отсчитывания единицы от нового числа, сопровождая предметно-практические действия речевым высказыванием и записью выражения: 3-1=2.
3 этап - соотношение количества, числа и цифры. Соотносить количество и число учащиеся начинают уже на первом этапе, а здесь в этот процесс вовлекается еще и цифра. Осознание такого соотношения дается непросто детям с нарушением интеллектуального развития, поэтому требуются многочисленные упражнения различного характера. Традиционно в практике используются упражнения, где к заданному количеству предметов (реальных или их изображений) требуется подобрать нужную цифру, и наоборот. Для решения коррекционных задач, в целях максимального вовлечения в учебный процесс различных анализаторов, можно предусмотреть в учебном процессе и такие упражнения: показать нужное число на пальцах рук, произвести какое-либо физическое упражнение, определенное количество раз (хлопнуть в ладоши, топнуть, присесть, сжать руку в кулак и пр.), в том числе на межполушарное взаимодействие (правой рукой дотронуться до левого плеча нужное количество раз, левой рукой дотронуться до правого колена и пр.), произнести слог «ма» столько раз, какую цифру показывает педагог, и пр.
4 этап - место числа в числовом ряду. Для понимания порядка расположения чисел в числовом ряду ребенок должен предварительно освоиться с процессом перевода пространственного расположения объектов, подчиненных отношению «следовать за», в плоскость, где отношение «следовать за» подразумевает «ближайшее справа», а «следовать перед» (предшествовать) - ближайшее слева. Поэтому работа по уточнению и развитию пространственных представлений детей, начатая в пропедевтический период, обязательно должна проводиться и далее, при изучении чисел первого десятка. Учитывая специфику речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью, терминология на данном этапе дается упрощенная: вместо «предыдущее» - число, которое стоит перед данным числом; вместо «последующее» («следующее») - число, которое стоит после данного числа; числа, между которыми стоит данное число, называются «соседями» данного числа. В целях формирования представлений о том, что каждое следующее число больше предыдущего на 1 единицу, полезно предусмотреть работу с «числовой лестницей». Последовательность чисел отрабатывается на отрезке числового ряда, который начинается с числа 1, и далее постепенно расширяется вправо за счет появления новых чисел, с которыми знакомятся дети. Хорошее понимание детьми принципа построения натурального ряда чисел поможет им в дальнейшем овладеть вычислительными приемами присчитывания и отсчитывания по единице.
5 этап - счет в прямой и обратной последовательности. Для выработки счетных навыков следует подбирать не только дидактический материал, но и упражнять детей в пересчитывании предметов ближайшего окружения. Это поможет сблизить математику с жизнью, будет способствовать развитию умения переносить полученные знания в новую ситуацию. «Пошаговость» методики выработки счетных навыков заключается в постепенном переводе детей от счета «вслух» на основе предметно-практических действий (берем предмет в руку, откладываем его, называем числительное) к счету «глазами», только смотря на предметы, не дотрагиваясь до них, считая «про себя».
6этап- сравнение предметных совокупностей, сравнение чисел. Здесь дети должны научиться проводить сравнение на основе операций с реальными предметными совокупностями, устанавливать взаимно-однозначное соответствие между их элементами. Подобные знания, наполненные конкретным содержанием, в дальнейшем будут являться базой для формирования отношений «больше на», «меньше на». При сравнении чисел дети должны выделить большее или и меньшее число (например, обвести кружком то число, которое больше; подчеркнуть то число, которое меньше). В целях коррекции их мыслительной деятельности, важно проводить двустороннее сравнение чисел: «число 4 больше, чем число 3», «число 3 меньше, чем число 4».
7 этап - состав числа. Необходимо сформировать, прежде всего, знание состава числа из единиц. Чтобы представления детей имели конкретную наполняемость, помимо традиционных дидактических средств, можно использовать пальцы рук самих детей, монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка. Основное внимание на этом этапе отводится выработке знания состава числа из 2-х слагаемых. Эти знания будут являться базой для формирования у дошкольников более совершенных вычислительных навыков. Состав чисел заучивается наизусть.
В данной программе работа разделена на 3 периода. В каждом периоде выделяются те самые 7 этапов, о которых было заявлено ранее. Время, отводимое на каждый период, может быть увеличено при обучении детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Для детей со значительной задержкой интеллектуального развития I период обучения счету рассчитан примерно на 2 месяца, так как вначале педагог должен выявить уровень знаний и представлений о количестве у каждого ребенка. Практический счет в игре вызывает у детей живой интерес и желание научиться считать. Однако употребление числительных может быть детям длительное время недоступно из-за грубых нарушений произношения. В данном периоде нет необходимости заставлять детей заучивать трудные в произношении слова-числительные; важно, чтобы ребенок научился производить практические действия с разным количеством предметов, научился составлять множество из однородных предметов, воспринимал количество звуков в пределах двух. В этот период формируются понятия «много» и «один». Дети должны: 1) различать много одинаковых предметов и один в специально подготовленных занятиях и в окружающей среде;
2) воспроизводить хлопками услышанное количество звуков, движений (в пределах двух), например: «Хлопни столько раз, сколько я постучала или сколько раз я подняла руку»;
3) уметь воспроизводить простейшие ритмы из двух звуков;
4) уметь сравнивать группы предметов путем приложения предметов одной группы к предметам другой (в пределах двух), например: «Каждому зайчику дай морковку». Широко используются дидактические игры, способствующие закреплению понятий «много» — «мало», «много» — «один» и развитию количественных представлений у детей.
В I периоде возможно использование искаженных форм слов-числительных; надо научить детей отвечать на вопрос сколько? указанием на количественные отношения между предметами. Дети должны сами участвовать в формировании понятия множества предметов, причем эти упражнения проводят с различными игрушками, с куклами, машинами, утками, кубиками. Важно показать детям, что каждая группа предметов состоит из отдельных предметов — это подготавливает детей к дальнейшим счетным операциям. На последующих занятиях с целью закрепления понятий «много», «один» проводят сюжетные игры «Идем в лес за грибами» или «В сад за яблоками», игра с кубиками «Построим дом». Целью этих занятий является воспитание умения видеть образующие части. Когда дети будут в речи использовать понятия «много», «одни», можно провести занятие по закреплению этих понятий в повседневной окружающей обстановке (научить детей находить много предметов и один предмет). Затем дети учатся соотносить количество предметов с разноцветными кружками, полосками, отбирая много и один, и, наконец, представление о количестве «один закрепляется с помощью зрительного образа — цифры 1.
Умение выделять один предмет из количественной группы однородных предметов формируется в сопоставлении на конкретном материале (наблюдения за количеством предметов в комнате, во время игр детей). Нужно, чтобы дети согласовывали слова «много» и «один» с существительными (например, один мяч, много флажков и п.), понимали значение вопроса сколько? и при ответах умели правильно отвечать, например: «Здесь одна чашка», «Там много чашек» и т. п. Счет должен войти в практическую жизнь детей, во все занятия и игры. Важным моментом этого периода является переход к изучению состава числа 2 из единиц. Понятие о составе числа дается в игровой форме, используется на материал, от практического счета дети переходят к отвлеченному счету различных предметов в пределах двух с проговариванием числительных.
Во II периоде обучения счету (1,5-2 месяца) предполагает закрепление количественных представлений в пределах трех. Основная задача — научить детей считать множества (предметы, звуки, движения в пределах трех). Дети должны называть числительные по порядку, указывая предметы счета («один флажок», «два флажка», «три флажка») и называя итог всей пересчитанной группы («всего три флажка»). Дети учатся отсчитывать предметы по названному числу из большого количества («отсчитай три кубика»). Надо научить детей определять количество предметов не только зрительно, но и по осязанию («Волшебный мешочек»). Важно, чтобы дети запоминали указанные количества предметов при выполнении поручений: принести столько-то, найти столько-то и др., запоминали итоговое число после счета. Постепенно от пересчета конкретных предметов, игрушек дети переходили к счету различных предметов, изображенных на картинках. Закрепление состава числа проводится на картинках, где изображены животные, деревья, грибы, флажки, с переходом к более отвлеченным формам (разноцветные полоски, кружки). Так абстрагируется понятие о числе. Особое внимание уделяется развитию умения детей считать предметы по осязанию, считать звуки, воспроизводить заданное количество движений.
В III периоде (1,5-2 месяца) проводится закрепление количественных представлений в пределах четырех-пяти. Изучается состав этих чисел. При переходе к изучению группы предметов из четырех-пяти надо показать детям, что число не зависит от конкретного содержания предметов, от их размера, цвета, расположения в пространстве. Основная задача педагога состоит в том, чтобы сделать устойчивыми и прочными навыки счета в этих пределах у детей при помощи различных анализаторов (зрения, слуха, кинестетических ощущений).