В первую входят дети с 2 выраженными психофизическими на-

рушениями,, каждое из которых может вызвать аномалию развития:

Слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с за-

Держкой психического развития (первичной).

Во вторую —имеющие 1 существенное психофизическое нару-

Шение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выражен-

Глава 10. Комплексные нарушения 239

Ное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умствен-

Но отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях го-

ворят об ≪осложненном≫ дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множествен-

Ными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первич-

Ных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным

Отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие

Глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести

И сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, ко-

торые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например при со-

Четании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка

Может иметь место выраженное недоразвитие речи.

Полагают, что дети со сложными нарушениями развития —это ред-

Кая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между

Тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефек-

тологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 40 % континген-

та специальных образовательных учреждений.

Практическая потребность в изучении этих детей, определении их

образовательных потребностей и в разработке системы их реабилита-

Ции исключительно велика.

Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представ-

Ляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему спе-

Циальной педагогики. До недавнего времени в нашей стране многим

Из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо ре-

Альной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми

(например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зре-

ния и слуха). Однако за последнее десятилетие положение существен-

Но изменилось.

Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными

Дефектами стало одной из тенденций развития современной специаль-

Ной педагогики. Ею пройден большой исторический путь развития,

Чтобы, наконец, по-настоящему обратиться к исследованиям в этой

Области. Вместе с тем все предыдущие исследовательские работы в пла-

Не построения и развития реабилитационной помощи детям касались

В основном отдельных видов сложного дефекта, т. е. частных его слу-

Чаев. Таким образом, проблема изучалась крайне неравномерно.

Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогиче-

Ской системы воспитания слепоглухих детей. Обращение к столь труд-

Ной с педагогический точки зрения категории детей и успехи в этом на-

Правлении не прошли бесследно для всей проблемы сложных дефектов

Основы специальной педагогики и психологии

В целом. Ведь изучение данной проблемы в целом в ходе системати-

Ческого исследования предполагает нахождение общих решений, вы-

Яснение принципиальных отличий процесса развития ребенка со слож-

Ным дефектом от развития детей с отдельными формами первичных

Нарушений.

В число первоочередных задач, возникающих перед специалиста-

Ми, входит задача возможно более ранней диагностики сложного де-

Фекта. Слишком поздняя диагностика —типичное явление в практи-

Ке работы с такими детьми. Случаи своевременной, достаточно ранней

И вполне подготовленной существующими методами исследования

Диагностики являются скорее исключениями из этого правила, чем

Общей практикой. Вследствие этого дети со сложными нарушениями

Развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального

Обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к на-

Чалу школьного возраста, а то и позднее.

Многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями разви-

Тия своего ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи лишь ис-

Ключительно у медиков, совсем не обращаясь к специалистам-педаго-

Гам. Многие дети со сложными нарушениями действительно проходят

Необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются дли-

Тельной культурной и материнской деприващш, что неблагополучно

Сказывается на их эмоциональном и умственном развитии. Однако

Наши рекомендации