Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) щ
Т. А. Власова и М. С. Певзнер (1967, 1973) указывают на то, что
В клинической практике под задержкой психического развития пони-
Мают интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием
Эмоционально-волевой сферы (психический инфантилизм) либо не-
Доразвитием познавательной деятельности вследствие ранних органи-
Ческих поражений головного мозга (чаще в форме церебрастенических
Состояний) или генетическим дефектом.
Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1967,1973), К. С. Лебединская (1975),
В. В. Ковалев (1975) рассматривают интеллектуальные расстрой-
Ства при ЗПР как следствие дизонтогенеза. К дизонтогенетическим
Формам пограничных состояний интеллектуальной недостаточно-
Сти В. В. Ковалев относит общую задержку развития (чаще по типу
психического инфантилизма), частичную задержку умственного разви-
Тия (речевого, психомоторного, школьных навыков: чтения, пись-
ма, счета).
Ряд ученых (Л. С. Выготский (1931), Т. А. Власова (1956, 1967,
М. С. Певзнер (1965), Т. А. Власова и К. С. Лебединская (1975))
Подчеркивают, что психический дизонтогенез в детском возрасте все-
Гда проявляется в сочетании явлений повреждения одних функций
И недоразвития других, тесно связанных с поврежденными функ-
Циями.
Среди клинических форм задержки психического развития, как уже
Отмечалось, большое место занимает инфантилизм, который перво-
Начально описывался как комплекс соматических признаков. В 1901
Году G. Anton выделил общий и частичный инфантилизм, обусловлен-
Ный заболеванием эндокринных желез, интоксикациями родителей
И пр. А также автор выделил формы инфантилизма с недоразвитием от-
Дельных органов, систем и психический инфантилизм.
По Л. С. Выготскому (1931) инфантилизм представляет собой рас-
Стройство процесса инволюции. Ребенок переходит в очередной воз-
Растной период, сохраняя черты, присущие более раннему возрасту.
Существуют расхождения во взглядах на трактовку инфантилиз-
ма: одни оценивают описанные состояния как вариант олигофре-
нии (С. С. Мнухин, 1959), другие —как вариант задержки разви-
Тия (И. А. Юркова, 1960).
В настоящее время инфантилизм рассматривается как аномалия
Развития, в ряде случаев инфантилизм расценивается как временное
Состояние, которое в зависимости от клинической картины в детском
Возрасте может иметь благополучную динамику, описанную в научной
литературе как ≪инфантильно-грацильный≫ и ≪гармонический ин-
фантилизм≫.
Основы специальной педагогики и психологии
Исследователи полагают, что психический инфантилизм может
Явиться почвой для формирования различных типов психопатии.
Первая клиническая классификация инфантилизма дана Г. Е. Су-
Харевой, подразделяющей его на две группы: гармонический и дисгар-
Монический.
В рамках дисгармонического инфантилизма Г. Е. Сухарева описы-
вает следующие 3 варианта:
Инфантилизм с более грубыми отклонениями в эмоционально-
Волевой сфере: повышенной возбудимостью, раздражительно-
стью. Такие дети ≪угрожали≫ в смысле возможности развития
психопатии;
Инфантилизм, сочетающийся с гипогенитализмом, гипофизар-
ным субнанизом и другими видами патологии;
Органический инфантилизм с некоторой упрощенностью эмо-
Циональной сферы, нестойкостью и малой дифференцированно-
Стью привязанностей, тугоподвижностью мышления.
При гармоническом инфантилизме психическое развитие ребенка
Соответствует более младшему возрасту, нередко сочетается с соответ-
Ствующими пропорциями телосложения.
Классификация М. С. Певзнера включает следующие клинические
варианты:
•инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы
При сохранном интеллекте. В последних работах автора этот ва-
риант стал именоваться неосложнеиной формой инфантилизма;
•инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
•инфантилизм, осложненный церебрастеническим синдромом.
М. А. Певзнер связывает инфантилизм с недоразвитием лобно-
Диэнцефальных систем.
В. В. Ковалев (1973) делит психический инфантилизм на две основ-
Ные разновидности: простой (неосложненный) и осложненный. Гар-
Моничное сочетание черт детскости в психике имеет место только для
Младшего возраста. В дальнейшем структура личности становится