В большей или меньшей мере дисгармоничной. Среди клинических

вариантов осложненного психического инфантилизма В. В. Ковалев

выделяет также церебрастенический и неврастенический варианты,

а также вариант сочетания психического инфантилизма с парциаль-

Ной психической акселерацией, встречающийся у детей с хронически-

ми соматическими заболеваниями, например, при врожденном поро-

Ке сердца.

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) щ

Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, И. А. Юркова считают основными

Признаками инфантилизма недоразвитие аффективно-волевой сферы

С яркостью эмоций и их влиянием на поступки и действия, поверхно-

Стный, игровой характер интересов, слабую способность к волевому

Усилию, повышенный фон настроения.

В возникновении инфантилизма большое значение придается как

Наследственным факторам, так и экзогенным. В. П. Кудрявцева (1956)

Указывает на роль перенесенных в раннем детстве длительных желу-

Дочно-кишечных заболеваний. 3. И. Лятс (1967) описал инфантилизм

У детей 3-4 лет, родившихся у матерей, болевших токсоплазмозом.

Б. А. Гиляровский (1931), Н. И. Озерецкий (1938) наблюдали ин-

Фантильных детей, родители которых страдали хроническими ин-

Фекционными заболеваниями (туберкулез, сифилис), хроническим

Алкоголизмом. Г. Е. Сухарева (1965) подчеркивает заметное разви-

Тие патологии при повторных и длительных инфекционных заболева-

Ниях в раннем возрасте.

Y. Billklewlez (1966) указывает на роль голодания матери во время

Беременности. Реализация экзогенных вредностей осуществляется

Через эндокринную систему плода. Авторы-исследователи указывают

на важность определения доли наследственности факторов в этиоло-

Гии форм недоразвития.

В дальнейшем большой вклад в развитие понятий о ЗПР и основах

Обучения детей внесли К. С. Лебединская, В. В. Ковалев, 3. И. Калмы-

Кова, Т. В. Егорова и др. В последние годы это направление возглавля-

Ет С. Г. Шевченко, заведующая сектором детей с трудностями в обуче-

Нии НИИ Коррекционной педагогики РАО.

К. С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает

четыре основных варианта ЗПР:

•ЗПР конституционального происхождения;

•ЗПР соматогенного происхождения;

•ЗПР психогенного происхождения;

•ЗПР церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных

вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоци-

Ональной и интеллектуальной сферы.

При ЗПР конституционного происхождения инфантильности пси-

Хики часто соответствует инфантильный тип телосложения человека,

Отличающегося детской пластичностью мимики и моторики. Эмоцио-

Нальная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени

Основы специальной педагогики и психологии

Развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего

Возраста: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных

Реакций в поведении, в проявлении игровых интересов, высокой вну-

шаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы

В игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же

Время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Шко-

Ла для них является продолжением игры, они приносят с собой кукол,

Забираясь с ними под парту. Психологи советуют родителям таких де-

тей не отдавать их рано в школу, дать им возможность ≪доиграть≫.

В первом классе малая направленность на длительную интеллектуаль-

Ную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам

дисциплины (Т. А. Власова, М. С. Певзиер). Следует помнить, что не-

Зрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Не-

Благоприятные условия жизни могут способствовать патологическому

Формированию личности по неустойчивому типу (Г. Е. Сухарева и др.).

Нередки случаи сомато-психического инфантилизма в семье. ≪Ин-

фантильная≫ конституция может быть сформирована и в результате

Негрубых обменно-трофических заболеваний, перенесенных на пер-

Вом году жизни (К. С. Лебединская и др.).

При соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость обусловлена дли-

Тельными хроническими заболеваниями, пороками в развитии сердца

И т. д. Снижение физической активности в данном случае стимули-

Рует недостаток информации, становление жизненно важных психи-

Ческих функций тормозится. Хроническая физическая и психическая

Наши рекомендации