Но освещен в литературе (№ 6, 7, 11).
Особое внимание следует уделить клинико-психолого-педагогиче-
Ской характеристике основного контингента специальных (коррекци-
Онных) школ 8 вида —учащихся с олигофренией у детей в степени
Дебильности. Для этого следует обратиться к исследованиям М. С. Певз-
Нер, которая выделила четыре формы олигофрении и предложила
психолого-педагогические рекомендации для их обучения, воспита-
ния и развития. Характеризуя образование как средство реабилита-
Ции и достижения независимой жизни, необходимо отметить специ-
фическую задачу воспитательной работы в специальных учреждениях:
Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников,
В разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Важным
Является рассмотрение решения проблемы помощи лицам с интел-
Лектуальной недостаточностью за рубежом, а также путей интегра-
Ции в нашей стране.
ПСИХОАОГО- Олигофрения —это состояние общего недо-
Педагогическая развития психики в результате наследствен-
Характеристика ной обусловленности либо внутриутробного
Детей поражения головного мозга. В зависимости от
С недоразвитием степени нарушения выделяются дебильность,
Психических имбецилъностъ и идиотию.
Процессов Идиотия —наиболее глубокая степень пси-
хического недоразвития (IQ = 0-5), характери-
Зуется практически полным отсутствием мышления.
У этих больных полностью отсутствуют навыки опрятности, они не
Способны к элементарному самообслуживанию. У них с трудом фор-
Мируются навыки ходьбы, в моторике преобладают стереотипные рас-
Качивания. Речь отсутствует, ребенок издает отдельные звуки, иногда
Произносит отдельные слова, употребляемые вне ситуации. Эмоции
Связаны с удовлетворением безусловно-рефлекторных потребностей
(реакция на голод, тепло, холод, боль). Формы выражения эмоций
Примитивны: крик, двигательное возбуждение, агрессия. Возможно
Формирование привязанности к кому-либо из ухаживающих. В целом
Неприспособленность к самообслуживанию.
Имбецильность характеризуется меньшей степенью недоразвития
Психики, элементарным мышлением, наличием недоразвитой речи.
Выделяются следующие степени имбецильности:
Основы специальной педагогики и психологии
1) глубокая имбецильность —приближается к идиотии (IQ = 5-19),
Но этим больным доступно формирование навыков опрятности.
Они узнают близких, реагируют на их привычные просьбы, ис-
Пользуют отдельные слова с целью общения. Фразовая речь от-
сутствует;
2)резко выраженная имбецильность (IQ = 20-34). Дети способны
К усвоению не только навыков опрятности, но и элементарному
Самообслуживанию. Речь бедная, однако состоит из фраз по 2-3
Слова, которые употребляются в связи с реальными повседнев-
ными ситуациями;
Умеренная имбецильность (IQ - 35-49). Больной имеет фразо-
Вую речь, может узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые
Слова. Возможно обучение простым трудовым навыкам. Опреде-
Ляется в возрасте 1-3 лет. У детей резко запаздывает формирова-
Ние моторных навыков: они позже своих сверстников начинают
Держать голову, сидеть, ходить; долгое время отсутствуют точные
Движения рук: ребенок не хватает и не удерживает игрушки, ложку.
Отсутствует интерес к игрушкам, поздно формируется фиксация
Взгляда на предметах. У детей 2-4 лет затруднено понимание об-
Ращенной к ним речи, отсутствует собственная речь. В дальней-
Шем обращает на себя внимание бедность игры (которая огра-
Ничивается манипуляциями с предметами), несформированность
Навыков опрятности и самообслуживания. При умеренной пмбе-
Цилыюсти в младшем школьном возрасте отмечается неумение
Правильно называть цвета, геометрические формы. Не удается
Обучение понятию числа, времени. При патопсихологическом
Обследовании имбецилов школьного возраста отмечается недо-
Развитие узнавания предметов по изображению. Недоступно
Установление связи и последовательности событий в сериях из
Сюжетных картинок.
Дебильностъ —легкая умственная отсталость, которая характери-
Зуется конкретностью мышления, неспособностью к творческой дея-
Тельности, примитивностью интересов и чувств. Понятие числа не
Сформировано, нет представлений о сохранении количества предме-
Тов при их перемещении (феномен Пиаже). Недостаточный запас зна-