Но освещен в литературе (№ 6, 7, 11).

Особое внимание следует уделить клинико-психолого-педагогиче-

Ской характеристике основного контингента специальных (коррекци-

Онных) школ 8 вида —учащихся с олигофренией у детей в степени

Дебильности. Для этого следует обратиться к исследованиям М. С. Певз-

Нер, которая выделила четыре формы олигофрении и предложила

психолого-педагогические рекомендации для их обучения, воспита-

ния и развития. Характеризуя образование как средство реабилита-

Ции и достижения независимой жизни, необходимо отметить специ-

фическую задачу воспитательной работы в специальных учреждениях:

Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников,

В разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Важным

Является рассмотрение решения проблемы помощи лицам с интел-

Лектуальной недостаточностью за рубежом, а также путей интегра-

Ции в нашей стране.

ПСИХОАОГО- Олигофрения —это состояние общего недо-

Педагогическая развития психики в результате наследствен-

Характеристика ной обусловленности либо внутриутробного

Детей поражения головного мозга. В зависимости от

С недоразвитием степени нарушения выделяются дебильность,

Психических имбецилъностъ и идиотию.

Процессов Идиотия —наиболее глубокая степень пси-

хического недоразвития (IQ = 0-5), характери-

Зуется практически полным отсутствием мышления.

У этих больных полностью отсутствуют навыки опрятности, они не

Способны к элементарному самообслуживанию. У них с трудом фор-

Мируются навыки ходьбы, в моторике преобладают стереотипные рас-

Качивания. Речь отсутствует, ребенок издает отдельные звуки, иногда

Произносит отдельные слова, употребляемые вне ситуации. Эмоции

Связаны с удовлетворением безусловно-рефлекторных потребностей

(реакция на голод, тепло, холод, боль). Формы выражения эмоций

Примитивны: крик, двигательное возбуждение, агрессия. Возможно

Формирование привязанности к кому-либо из ухаживающих. В целом

Неприспособленность к самообслуживанию.

Имбецильность характеризуется меньшей степенью недоразвития

Психики, элементарным мышлением, наличием недоразвитой речи.

Выделяются следующие степени имбецильности:

Основы специальной педагогики и психологии

1) глубокая имбецильность —приближается к идиотии (IQ = 5-19),

Но этим больным доступно формирование навыков опрятности.

Они узнают близких, реагируют на их привычные просьбы, ис-

Пользуют отдельные слова с целью общения. Фразовая речь от-

сутствует;

2)резко выраженная имбецильность (IQ = 20-34). Дети способны

К усвоению не только навыков опрятности, но и элементарному

Самообслуживанию. Речь бедная, однако состоит из фраз по 2-3

Слова, которые употребляются в связи с реальными повседнев-

ными ситуациями;

Умеренная имбецильность (IQ - 35-49). Больной имеет фразо-

Вую речь, может узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые

Слова. Возможно обучение простым трудовым навыкам. Опреде-

Ляется в возрасте 1-3 лет. У детей резко запаздывает формирова-

Ние моторных навыков: они позже своих сверстников начинают

Держать голову, сидеть, ходить; долгое время отсутствуют точные

Движения рук: ребенок не хватает и не удерживает игрушки, ложку.

Отсутствует интерес к игрушкам, поздно формируется фиксация

Взгляда на предметах. У детей 2-4 лет затруднено понимание об-

Ращенной к ним речи, отсутствует собственная речь. В дальней-

Шем обращает на себя внимание бедность игры (которая огра-

Ничивается манипуляциями с предметами), несформированность

Навыков опрятности и самообслуживания. При умеренной пмбе-

Цилыюсти в младшем школьном возрасте отмечается неумение

Правильно называть цвета, геометрические формы. Не удается

Обучение понятию числа, времени. При патопсихологическом

Обследовании имбецилов школьного возраста отмечается недо-

Развитие узнавания предметов по изображению. Недоступно

Установление связи и последовательности событий в сериях из

Сюжетных картинок.

Дебильностъ —легкая умственная отсталость, которая характери-

Зуется конкретностью мышления, неспособностью к творческой дея-

Тельности, примитивностью интересов и чувств. Понятие числа не

Сформировано, нет представлений о сохранении количества предме-

Тов при их перемещении (феномен Пиаже). Недостаточный запас зна-

Наши рекомендации