Ний об окружающей действительности: ребенок часто не знает своей

Фамилии, адреса, имени и отчества родителей, времен года и т. д. В от-

Личие от более тяжелых форм олигофрении, при дебильности (у ре-

Бенка 7-8 лет) имеется фразовая речь, доступно понимание относи-

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 1Q5

тельно сложных инструкций (например, ≪Возьми со стола эту книгу,

достань из нее открытку и отдай эту открытку мне≫). Эмоции в основ-

Ном адекватны, однако встречается повышенная заторможенность или

Вспыльчивость, упрямство.

В ходе дальнейшего развития детей с дебильностью продолжает

Отмечаться недостаточность абстрактного мышления, низкая кри-

Тичность, трудность приобретения навыков, отсутствие творческих

Возможностей. Личностное развитие при дебильности отличается от

Нормы: сохраняется повышенная внушаемость, инертность, склон-

Ность к устоявшимся житейским стереотипам. При резком изменении

Привычного течения жизни возможно возникновение реактивных со-

Стояний, вплоть до психопатических.

В подростковом возрасте за счет гормональной перестройки орга-

Низма и недостаточности тормозящих механизмов возможно возникно-

Вение гиперсексуальности, нарушение полового влечения. В некоторых

Случаях отмечаются нарушения поведения, стремление к бродяжни-

Честву. Подростки с дебильностью могут быть участниками антисоциаль-

Ных группировок, но никогда не занимают в них лидирующих позиций.

При патопсихологическом обследовании ребенка с дебильностью

(при поступлении в школу либо в младшем школьном возрасте) отме-

Чаются специфические особенности психических процессов. Для них

Доступно опознание простых бытовых предметов по картинкам, вос-

Приятие более сложных сюжетных изображений не всегда адекватно.

Недостаточно развито произвольное внимание, иногда отмечается

Инертность, тугоподвижность психических процессов; иногда —не-

Способность к концентрации внимания, неусидчивость и двигатель-

Ная расторможенность. Работоспособность в целом не нарушена,

Однако отмечаются большая продуктивность при выполнении стерео-

типной, механической работы и реакции пресыщаемое™при необхо-

Димости осмысления заданий.

Часто встречается инертность психических процессов, замедлен-

Ный теми сенсомоторных реакций. Механическое запоминание успеш-

Но либо несколько затруднено. Речь формируется со значительным

Запаздыванием: длительно сохраняются короткие фразы, аграмматизмы,

Нарушения звукопроизношения. Жесты используются редко и мало-

Эффективно. Игра ребенка примитивнее, чем у сверстников, преобла-

Дает предметно-манипулятивный уровень. При сюжетной игре отме-

Чается стереотипность, отсутствие развития сюжета.

Оказание обучающей помощи практически не влияет на результаты

Деятельности. Испытуемый не способен к усвоению навыка и перено-

Основы специальной педагогики и психологии

су его на аналогичные задания. Отмечается узость ≪зоны ближайшего

развития≫ (Л. С. Выготский).

- Испытуемый безразличен к оценке, поощрению со стороны экспе-

Риментатора. Ребенок не способен критически оценить уровень своих

Достижений и не интересуется мнением взрослого об этом. Самооцен-

Ка у детей с дебильностью в основном завышена. В ходе беседы испы-

Туемые оценивают свой интеллект как самый высокий, у своих това-

Рищей-дебилов —как несколько худший, а у нормального взрослого

(педагога) —как самый низкий.

Уровень достижений при выполнении графических проб ниже воз-

Растной нормы, но (в отличие от детей с имбецильностью) на рисунке

У человека есть голова, конечности, туловище, однако отсутствуют

Шея, уши, одежда, количество пальцев не соответствует норме.

При правильном обучении и воспитании детей с дебильностью

возможна их адаптация к самостоятельной жизни: освоение трудо-

Вых навыков, умение распоряжаться деньгами, обслуживать себя и чле-

Нов своей семьи.

Существует богатый зарубежный опыт по обучению детей с оли-

Гофренией. Однако поскольку он уже довольно широко известен в на-

Шей стране, нам хотелось бы более подробно остановиться на опыте

Обучения и социальной адаптации детей с болезнью Дауна (Англии,

США, Канады). Разработанная программа включает в себя медицин-

Ский, психологический и педагогический аспекты. При этом учитыва-

Наши рекомендации