Ные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и ос-
Тальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслу-
Живать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым),
Расширять свои представления об окружающем мире.
В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях
Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается толь-
Ко уход.
Рис. 2. Дети с олигофренией в степени идиотии
Основы специальной педагогики и психологии
5.3. Краткая историческая справка и современная
Характеристика социальной политики в отношении
Умственно отсталых лиц
Отношение общества к умственно отсталым лицам в разные перио-
Ды его развития было неодинаковым. Организованная общественная
Помощь слабоумным получила развитие лишь с начала XIX века.
С середины XIX века в связи с введением законов об обязательном
Начальном обучении стали выявляться дети с легкой степенью умствен-
Ной отсталости. Большое значение для развития теории и практики
Обучения и воспитания умственно отсталых лиц имели врачебно-пе-
Дагогическая система Э. Сегена (1812-1880), идеи Й. Т. Вайзе (1793— 1859), В. Айрленда (1832-1903), Ж. Демора (1867-1941), О. Декроли
(1871-1932), М. Монтессори (1870-1952). В России первое образо-
вательное учреждение для умственно отсталых детей было открыто
Доктором Ф. Пляцом в 1854 году в Риге. Позже появились врачеб-
Но-воспитательное заведение И. В. Маляревского, приюты и школа
Е. К. Грачевой, вспомогательные классы М. П. Постовской. Они были
Частными, платными, существовавшими на благотворительные по-
Жертвования. В 1908 году в Москве было открыто частное учебно-вос-
питательное заведение ≪Школа-санаторий для дефективных детей≫
Под руководством В. П. Кащенко, которое впоследствии стало одним
Из первых и ведущих научно-методических центров отечественной
Дефектологии.
В первые годы после революции 1917 года заботу об умственно от-
Сталых лицах государство приняло целиком на себя. Была создана сеть
Вспомогательных школ. Период 30-70-х годов характеризуется интен-
Сивным развитием отечественной олигофренопедагогики —системы
Научных знаний об обучении и воспитании умственно отсталых лиц.
Большой вклад в ее развитие внесли Л. С. Выготский, Л. В. Занков,
А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и др. Одновременно с этим продолжается
Дальнейшее изучение слабоумия (А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, Б. И. Пин-
Ский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский,
Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).
В 70-х годах XX века в нашей стране открываются первые детские
Сады для умственно отсталых детей, интенсивно развивается новая
Отрасль олигофренопедагогики —дошкольная олигофренопедагогика.
В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разра-
Батываются пути и методы оказания коррекционной помощи умствен-
Но отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е. А. Стребелева,
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 93
Ю. А. Разенкова, Г. А. Мишина и др.). Совершенствуются содержание,
Методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школь-
Ного возраста (Л. Б. Баряева, О. П. Гавршгушкина, А. А. Аксенова,
М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Н. Соломина, И. М. Яковлева и др.). Раз-
Рабатываются современные технологии обучения умственно отсталых
Детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и иди-
Отии (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А. А. Еремина и др.).
Проблемы обучения, воспитания и развития
Умственно отсталых детей
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей
И даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфи-
ческие методы, приемы и средства обучения, организуя ≪пошаговое≫
Обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения,
Обязательное включение родителей в педагогический процесс.
В последние годы в специальной педагогике широкое распростра-
Нение получили идеи интеграции. Они распространились также на
образование умственно отсталых лиц.
Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной
Отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при
массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в пер-
Вую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на пе-
Ременах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать
в различных видах дополнительного образования, праздниках.