Основы специальной педагогики и психологии – 4 курс ФИЯ

Основы специальной педагогики и психологии – 4 курс ФИЯ

Основная литература

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

3. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.:
Академа, 1999.

4. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ.
сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

5. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.
заведений/Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.

Базовые монографии, учебники и учебные пособия по курсу, рекомендуемые для успешного и углубленного изучения дисциплины.

Дополнительная литература

1. Апраужев А. В. Тифлосурдопедагогика. - М., 1983.

2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
психопатологии. - Международная педагогическая академия, 1994.

3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение,
1984.

4. Боскис Р. А. Учителю о детях с нарушением слуха. - М., 1987.

5. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во
вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1981.

6. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в
развитии. -М., 1973.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.
В.В.Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

8. Гаврилушкина О. П., Соколов Н. Д. Воспитание и обучение умственно-
отсталых дошкольников. -М.: Просвещение, 1986.

9. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с
семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М.: Изд-во Института
социальной работы, 1997.

10. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Г. А. Власовой, В.
И. Лубовского, В. А. Шипициной. - М.: Просвещение, 1984.

11. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н.Д.
Шматко. - М., 1997.

12. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.,
1996.

13. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.
- М., 1993.

14. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. - М.: Владос,
2000.

15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

16. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.

17. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993.

18. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение,
1980.

19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

20. Крайний В., Крайнина 3. Человек не слышит. - М.: Знание, 1981.

21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.:
Просвещение, 1991.

22. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского
аутизма. -М.: Просвещение 1991.

23. Логопедия / Под ред. Л. В. Волковой. - М: Просвещение, 1995.

24. Маевский Т. Слепые среди зрячих. - Вильнюс, 1980.

25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
возраст). - М., 1999.

26. Мещерякова А. И. Слепо глухие дети. - М.: Педагогика, 1974.

27. Организация и содержание воспитательной работы в школе-
интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом
/ Под ред. Т.А. Власовой, М.В. Ипполитовой. - М., 1981.

28. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной
школы/ Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.

29. Отбор детей во вспомогательную школу \ Сост. Т.А. Власова, К.С.
Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М., 1983. - Гл.1.

30. Пинский Б.В. Коррекционно-воспитательное значение труда для
психического развития учащихся вспомогательной школы. - М., 1985.

31. Психотерапия в дефектологии. - М., 1992.

32. Реннер К. Основы реабилитации. - М., 1980.

33. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии /
Под ред. Н. В. Новаторцева. - Ярославль: Академия развития, 1999.

34. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. - М.: Просвещение,
1990.

35. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. М. Астапов. -
М., 1995.

36. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост.
В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - М., 1996.

37. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.,
1990.

Тема 1. Общие вопросы специальной психологии и педагогики

Предмет, задачи, принципы, категории, теории специальной педагогики и психологии.

Научные основания специальной педагогики и психологии.

История становления и развития национальных систем специального образования.

Тема 9. Система диагностической, коррекционной, реабилитационной работы в специальной педагогики и психологии

Понятие первичного наблюдения и его использование для первичного выявления детей с отклонениями в развитии.

Общие вопросы и основные методики психолого-педагогической диагностики.

Определение профилактики и коррекции. Основные методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

Примерные темы рефератов и докладов

1. Сущность понятий: социальная адаптация и реабилитация,
компенсация и коррекция развития.

2. Олигофренопедагогика как одна из отраслей дефектологии.
Актуальные вопросы олигофренопедагогики.

3. Содержание образования в специальной (коррекционной) школе
для умственно отсталых детей.

4. Коррекционно-воспитывающая направленность педагогического
процесса в специальной (коррекционной) школе.

5. Психические нарушения у детей.

6. Задержка психического развития у детей.

7. Причины нарушений слуха.

8. Слух и его значение в развитии личности.

9. Охранительный режим и его роль в воспитательном процессе.

10. Причины нарушений зрения.

11. Специальная психология как наука, ее объект и предмет.

12. Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

13. Л. С. Выготский, его вклад в становление российской дефектологии.

14. Виды нарушений в развитии (основные классификации).

15. Деятельность и ее роль в воспитании и обучении детей с
нарушениями в развитии.

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
речи.

17. Принципы и организация комплектования учреждений для детей с
проблемами в развитии.

18. Дети с комбинированными дефектами. Специфика их обучения и
воспитания.

19. Типы учреждений для детей с проблемами в развитии.

20. Источники и механизмы развития личности ребёнка. Влияние
средовых факторов на развитие личности. Источники полноценного развития
ребёнка.

21. Девиантное поведение. Общее понятие.

22. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

23. Подходы, классификации видов отклоняющегося поведения.

24. Психолого-педагогическая характеристика девиации в поведении
детей и подростков. Причины и условия девиантного поведения.

25. Акцентуации характера у подростков. Воспитательно-коррекционная
работа. Сущность профилактической работы.

26. Основные виды логопедической помощи в России.

27. Государственная система коррекционной поддержки и социальной
защиты детей с нарушениями в развитии.

28. Сенсорное воспитание детей с нарушениями в развитии.

29. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения.

30. Значение ранней диагностики и профилактики аномалий развития у
дошкольников.

31. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями
зрения.

32. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.

33. Единство обучения, воспитания, развития и коррекции в
педагогическом процессе.

34. Система коррекционно-педагогической помощи при задержке
психического развития.

35. Развитие игровой деятельности у детей с проблемами в развитии и
поведении.

36. Гармоническое развитие ребенка, роль эмоционального контакта с
окружающими.

37. Дети с детским церебральным параличом, особенности их психомоторного развития.

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите синонимы к термину "дети с ограниченными
возможностями". Дайте их характеристику.

2. Составьте таблицу-схему взаимосвязи неблагоприятных факторов,
которые могут вызывать нарушения развития организма ребенка. Дайте их
оценку и определите пути коррекции.

3. Перечислите оптимальные условия успешного протекания
компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями, дайте их
характеристику и оценку.

4. Изучите и законспектируйте Концепцию специального обучения и
воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (Проект)
// Дефектология. - №2. - 1989г.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные категории аномальных
(нетипичных) детей. Определите в чем заключается сложность структуры
каждого из типов атипичного развития.

6. Укажите в каких положениях Проекта Закона "О специальном
образовании" от 1995г. содержатся прогрессивные, нетрадиционные подходы к
обучению и воспитанию нетипичных детей. Дайте их оценку.

7. Опишите работу, которая проводится в России по профилактике
отклонений развития в детском возрасте. Дайте ее оценку. Предложите
собственную систему мероприятий.

8. Охарактеризуйте деятельность психолого-медико-педагогических
комиссий. Определите основные проблемы в данной области и предложите пути
их решения.

9. Составьте таблицу-схему соотношения понятий: "Умственная
отсталость", "Олигофрения" и "Деменция". Дайте оценку имеющегося сходства
и различий.

10. Законспектируйте статью У.В.Ульенковой "Л.С.Выготский и
концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с
задержкой психического развития" // Дефектология. - №4. - 1997г.

11. Составьте банк методик диагностики и коррекции речевых дефектов
(не менее 7).

12. Законспектируйте статью И.И. Мамайчук, Г.В. Пятаковой
"Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным
параличом" // Дефектология. - №3. - 1990.

13. Опишите клиническую картину раннего детского аутизма. Дайте
оценку существующих концепций коррекции.

14. Законспектируйте статью Г.П. Бертынь "Клиническая
характеристика глухих детей со сложным дефектом" // Дефектология. - №6. -
1998г.

15. Опишите различные системы коррекционной учебно-воспитательной
работы. Дайте их оценку.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Специальная психология в системе культурно-исторического
развития.

2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся
развитии.

3. Факторы психического развития человека.

4. Общая характеристика отклонений и задержек развития.

5. Причины детских аномалий. Роль биологических и социальных
факторов в появлении дефектов психофизического развития.

6. Становление российской дефектологической науки.

7. Причины первичных речевых нарушений у детей. Классификация.

8. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями
речи.

9. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
детей с нарушениями речи.

10. Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений
аномального развития ребенка.

11. Классификации и виды отклонений в развитии и поведении детей.

12. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Причины
умственной отсталости.

13. Классификация умственной отсталости по степени тяжести и
этиопатогенетическому принципу.

14. Особенности развития познавательной сферы и деятельностит
умственно отсталых детей.

15. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
умственно-отсталых детей.

16. Характеристика поврежденного психического развития. Дети с
приобретенным слабоумием.

17. Общая характеристика детей с нарушением слуха.

18. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая
классификация нарушений.

19. Особенности развития психических процессов у детей с
нарушениями слуха.

20. Общая характеристика детей с нарушениями зрения.

21. Причины нарушений зрения. Классификация.

22. особенности развития личности детей с нарушениями зрения.

23. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

24. Специфика двигательного и личностного развития при ДЦП.

25. Сложные (комбинированные) дефекты. Общая характеристика

26. Девиантное поведение детей. Принципы, условия.

27. Искаженное психическое развитие детей.

28. ЗПР у детей: причины, общая характеристика дефекта,
классификация

29. Задержка психического развития конституционного происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика

30. ЗПР соматогенного происхождения. Психолого-педагогическая
характеристика.

31. ЗПР церебрально-органического генеза. Психолого-педагогическое
развитие.

32. Общая характеристика раннего детского аутизма.

33. Причины и механизмы возникновения раннего детского аутизма.
Классификация состояний по степени тяжести.

34. Психологические особеннсти детей с дисгармоническим складом
личности.

35. Причины дисгармонического развития. Типология патологических
характеров.

36. Коррекционная педагогика и специальная психология в системе наук
о человеке.

37. Современное состояние специальной психологии и её основные
проблемы.

38. Педагогическая деятельность В. П. Кащенко.

39. Л. С. Выготский о концептуальных основах воспитания и обучения
детей с проблемами в развитии.

40. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе.

41. Принципы и методы коррекционной педагогики и специальной
психологии.

42. Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), ее роль
в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.

43. Государственная система коррекционной поддержки и социальной
защиты детей и подростков.

44. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции
вторичных отклонений

45. Общая характеристика методов опосредованной корреции и
профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте

46. Характеристика взаимосвязи между понятиями «развитие»,
«обучение», «воспитание».

47. Характеристика современной системы специальных
образовательных услуг.

48. Характеристика специального образования лиц с нарушениями
умственного развития (ЗПР).

49. Специфика осуществления образования лиц с нарушением
умственного развития.

50. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные
закономерности ее развития у ребенка.

51. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
Особенности оказания образовательных услуг.

52. Методы первоначального обучения глухихи словесной речи.

53. Педагогические системы специального образования для лиц с
нарушениями слуха.

54. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с
нарушенным слухом.

55. Последствия нарушения зрения и способы его компенсации.

56. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением.

57. Обучение детей с недостатками зрения в школе.

58. Особенности профориентации, профессионального образования и
трудовой деятельности слепых и слабовидящих.

59. Возможности развития, образования и социализации при аутизме.

60. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

61. Особенности коррекционной работы при детском церебральном
параличе.

62. Система специализированной помощи детям, страдающим детским
церебральным параличом.

63. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей со
сложными дефектами.

64. Психолого-педагогические основы образования лиц со сложными
дефектами.

65. Характеристика моделей интегрированного обучения. Интеграция и
дифференциация.

66. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции
нарушений развития.

67. Общие проблемы слепоглухонемоты.

68. Методы и особенности усвоения слепоглухим ребенком
грамматического строя словесной речи.

69. Понятие и уровневая организация компенсаторных процессов.

70. Характеристика процессов коррекции, реабилитации, абилитации.

Основы специальной педагогики и психологии – 4 курс ФИЯ

Основная литература

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

3. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.:
Академа, 1999.

4. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ.
сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

5. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.
заведений/Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.

Базовые монографии, учебники и учебные пособия по курсу, рекомендуемые для успешного и углубленного изучения дисциплины.

Дополнительная литература

1. Апраужев А. В. Тифлосурдопедагогика. - М., 1983.

2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
психопатологии. - Международная педагогическая академия, 1994.

3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение,
1984.

4. Боскис Р. А. Учителю о детях с нарушением слуха. - М., 1987.

5. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во
вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1981.

6. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в
развитии. -М., 1973.

7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.
В.В.Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

8. Гаврилушкина О. П., Соколов Н. Д. Воспитание и обучение умственно-
отсталых дошкольников. -М.: Просвещение, 1986.

9. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с
семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М.: Изд-во Института
социальной работы, 1997.

10. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Г. А. Власовой, В.
И. Лубовского, В. А. Шипициной. - М.: Просвещение, 1984.

11. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н.Д.
Шматко. - М., 1997.

12. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.,
1996.

13. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.
- М., 1993.

14. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. - М.: Владос,
2000.

15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

16. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.

17. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993.

18. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение,
1980.

19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

20. Крайний В., Крайнина 3. Человек не слышит. - М.: Знание, 1981.

21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.:
Просвещение, 1991.

22. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского
аутизма. -М.: Просвещение 1991.

23. Логопедия / Под ред. Л. В. Волковой. - М: Просвещение, 1995.

24. Маевский Т. Слепые среди зрячих. - Вильнюс, 1980.

25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный
возраст). - М., 1999.

26. Мещерякова А. И. Слепо глухие дети. - М.: Педагогика, 1974.

27. Организация и содержание воспитательной работы в школе-
интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом
/ Под ред. Т.А. Власовой, М.В. Ипполитовой. - М., 1981.

28. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной
школы/ Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.

29. Отбор детей во вспомогательную школу \ Сост. Т.А. Власова, К.С.
Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М., 1983. - Гл.1.

30. Пинский Б.В. Коррекционно-воспитательное значение труда для
психического развития учащихся вспомогательной школы. - М., 1985.

31. Психотерапия в дефектологии. - М., 1992.

32. Реннер К. Основы реабилитации. - М., 1980.

33. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии /
Под ред. Н. В. Новаторцева. - Ярославль: Академия развития, 1999.

34. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. - М.: Просвещение,
1990.

35. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. М. Астапов. -
М., 1995.

36. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост.
В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - М., 1996.

37. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.,
1990.

Тема 1. Общие вопросы специальной психологии и педагогики

Предмет, задачи, принципы, категории, теории специальной педагогики и психологии.

Научные основания специальной педагогики и психологии.

История становления и развития национальных систем специального образования.

Наши рекомендации