Мотивации учения и эмоционального отношения к учению

В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

Цель:исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся

подросткового возраста

МАТЕРИАЛ:бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.

Ход:предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ.

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 минут.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1)

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет;

по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Таблица 1.

Ключ

Шкала Пункты, номер
Познавательная активность 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация достижения 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА+МД+(-Т) +(-Г), где

ПА – балл по шкале познавательной активности;

МД – балл по шкале мотивации достижения;

Т – балл по шкале тревожности

Г – балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням представлены в табл.2.

Табл. 2.

Уровень Суммарный балл
I 45 – 60
II 29 – 44
III 13 – 28
IV (-2) – (+12)
V (-3) – (-60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).

Табл. 3.

Шкала Уровень Половозрастные группы, интервал значений
10 – 11 лет 12 – 14 лет 15 – 16 лет
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.
Познавательная активность Высокий Средний Низкий 31-40 21-26 10-25 28-40 22-27 10-21 28-40 21-27 10-20 27-40 19-26 10-18 29-40 18-28 10-17 31-40 21-29 10-20
Тревожность Высокий Средний Низкий 27-40 20-26 10-19 24-40 17-23 10-16 25-40 19-24 10-18 26-40 19-25 10-18 25-40 17-24 10-16 23-40 16-22 10-15
Гнев Высокий Средний Низкий 21-40 14-20 10-13 20-40 13-19 10-12 19-40 14-19 10-13 23-40 15-22 10-14 21-40 14-20 10-13 18-40 12-18 10-11

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл.4.

Табл.4. Интерпретация данных.

Шкала интерпретация
Познавательная активность Тревожность гнев
Высокий Низкий, средний Низкий Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний Низкий, средний Низкий Позитивное отношение к учению
Низкий Низкий, средний Низкий, средний Переживание «школьной скуки»
Средний Низкий, средний Низкий, средний Диффузное эмоциональное отношение
Средний Низкий, средний Высокий Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Низкий Низкий, средний Высокий Негативное эмоциональное отношение
Низкий Низкий Высокий Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий Высокий Высокий Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий Высокий Средний Повышенная эмоциональность на уроке
Средний, низкий Высокий Средний, низкий Школьная тревожность
Высокий Средний, низкий Высокий Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий, средний Высокий Низкий, средний Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту1

1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

к методике «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»

Спилберг-Андреева

Фамилия, имя _______________________________ Школа _______ Возраст________

Класс ______ дата проведения_______

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках и в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

  Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
Я спокоен
Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины
Я разъярен
Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе
Я напряжен
Я испытываю любопытство
Мне хочется стукнуть кулаком по столу
Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки
Я раскован
Мне интересно
Я рассержен
Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе
Меня волнуют возможные неудачи
Мне кажется, что урок никогда не кончится
Мне хочется на кого-нибудь накричать
Я стараюсь все делать правильно
Я чувствую себя неудачником
Я чувствую себя исследователем
Мне хочется что-нибудь сломать
Я чувствую, что не справлюсь с заданиями
Я взвинчен
Я энергичен
Я взбешен
Я горжусь своими школьными успехами
Я чувствую себя совершенно свободно
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
Я раздражен
Я решаю самые трудные задачи
Мне не хватает уверенности
Мне скучно
Мне хочется что-нибудь сломать
Я стараюсь не получить двойку
Я уравновешен
Мне нравится думать, решать
Я чувствую себя обманутым
Я стремлюсь показать свои способности и ум
Я боюсь
Я чувствую уныние и тоску
Меня многое приводит в ярость
Я хочу быть среди лучших

Наши рекомендации