Теоретические основы, структура и функции процесса обучения, его закономерности и принципы.
Процесс образования – это целенаправленное изменяющиеся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется обучение, воспитание и развитие обучаемого.
Обучение — способ приобретения систематического образования, процесс познания, который управляется педагогом.
Основой обучения следует считать учение, объектом обучения является ученик.
Функции обучения:1) образовательная (обеспечении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их практического применения);2) воспитывающая(развитие научной идеологии, материалистического осмысления естественных законов, общества и мышления, создание отношений учеников к науке и природе, к обществу, самому себе и другим, формирование этических личностных качеств и черт);3) развивающая(формированием и становлением речи и мышления).
К компонентам процесса обучения относятся:1) цель обучения: общие (передача совокупности знаний, умений и навыков от преподавателя к ученикам) и частные (задачи по обеспечению полного постижения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков). 2) содержание обучения. Установление количества, качества и степени трудности информации, необходимой для школьников, вероятности ее выучивания и применения на практике учениками;3) учитель - передает знания, организует деятельность, активизирует интерес и развивает у учащихся потребность в знаниях;4) ученик. Он является и объектом и субъектом обучения одновременно;5) ученический коллектив. Процесс коллективного обучения адекватен индивидуальному обучению, но может быть организован как использование знаний, умений и навыков на практике, как анализ и обобщение выводов, извлеченных из экспериментальных данных. Так как у учащихся различный запас знаний, то происходит также процесс обмена ими между учениками;6) методы обучения. Они представляют собой различные технологии обучающего взаимодействия учителя и учеников. Их эффективность зависит прежде всего от осознания учащимися каждого метода работы;7) организационные формы обучения. Они позволяют правильно распределить по времени и в зависимости от содержания совместную познавательную деятельность учителей и учащихся;8) самостоятельная внеурочная работа учащихся. Она позволяет закрепить полученную на уроке информацию, дает учащимся возможность для самообразования;9) практическое применение знаний, умений и навыков. Этот компонент представляет собой синтез всех предыдущих компонентов, дает возможность опробовать качество результатов учебной работы жизненной общественной практикой;10)педагогическая диагностика. Диагностика представляет собой совокупность методов, способов и приемов, которые направлены на раскрытие качества знаний.
Управление процессом обучения - Теория поэтапного формирования умственных действий. Суть состоит в том, что внешние материальные действия, с которыми первоначально имеет дело учащийся, постепенно преобразуются во внутренние, умственные действия.
К этапам приобретения знаний относятся восприятие, осмысление, запоминание, понимание, умение, перенос как ступень обучения.
Поэтапное формирование знаний предполагает обучение учащихся составлению ориентировочной основы действия на базе обобщенного и усвоенного материала.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания
Закономерности: внешние и внутренние.
Внешние: 1-соц.обусловленность целей, содержания и методов обучения; 2-воспитательный и развивающий характер; 3-обучение осуществляется в общении; 4-зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия ученика с окр.миром.
Внутренние: 1-зависимость процесса обучения от способа от способа решения основных противоречий между познавательными и практическими задачами и на …уровне необходимых для их решения знаний, умений, навыков; 2-отношения между взаимодействием учителя и ученика; 3-подчиненность результативности обучения способам управления процессом и активности самого ученика; 4-задачная структура.
Закономерности реализуются через принципы. Принципы обучения – основные нормативные положения, кот.следует руководствоваться с целью достижения эффективности обучения.
Принципы: 1)-воспитания и всестороннего развития (отражает объективную закономерность процесса обучения. учитель побуждает разные интересы);2)- научности и посильного труда; 3)-сознательности и творческой активности; 4)-наглядности обучения; 5)-системности (логические связи и преемственность); 6)-связь с жизнью; 7)-прочности результатов обучения и развития познавательных сил уч-ся; 8)-положительно-эмоционального фона обучения; 9)-учета возрастных и индивидуальных особенностей.