Закономерности и принципы процесса обучения

Закономерности обучения — это объективные, существенные, ус­тойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимущественно вероятностно-стати­стический характер, проявляются как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внут­ренние. Первые характеризуют зависимость обучения от обществен­ных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уров­ня культуры и пр.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, сред­ствами, формами. Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обу­чении при наличии определенных условий:

• обучающая деятельность преподавателя носит и воспитывающий характер (но в зависимости от условий это воспитательное воздействие может иметь большую или меньшую силу, может быть положительным и отрицательным);

• зависимость между взаимодействием педагога и ученика и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше качество обу­чения);

- прочность усвоения учебного материала зависит от системати­ческого повторения изученного, от включения его в ранее прой­денный и в новый материал;

• зависимость развития умений учащихся от применения поиско­вых методов, проблемного обучения.

Принципы обучения — это руко­водящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих про­цесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями про­цесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и со­циального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обуче­ния знакомило учащихся с объективными научными фак­тами, теориями, законами, отражало бы современное со­стояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам науч­ного поиска, методам науки, способам научной организа­ции учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использо­вании в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные на­блюдения изучаемых явлений и процессов, научные спо­ры, проведение анализа результатов собственных наблю­дений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников исполь­зовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действи­тельность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, обще­ственными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятель­ности в школе и за ее пределами.

Принцип систематичности и последовательности предпо­лагает преподавание и усвоение знаний в определенном по­рядке, системе. Он требует логического построения, как со­держания, так и процесса обучения, что выражается в соблю­дении ряда правил. Например, первое — изучаемый материал планируется, делится на логические разделы — темы, устана­вливая порядок и методику работы с ним; второе — в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структуировать материал урока; тре­тье — при изучении курса устанавливаются внешние и внут­ренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в об­учении нацелено на сохранении преемственности содержа­тельной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок — это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Принцип доступности требует учета особенностей разви­тия учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических пе­регрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с ко­торыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнооб­разных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методиче­ского структурирования его, характера, структуры организуе­мой учителем деятельности учащихся, применяемых педаго­гом методов обучения.

Принцип наглядности — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя­тию и переработке учебного материала. Это "золотое прави­ло" дидактики сформулировал еще Я.Коменский. В процес­се обучения детям надо дать возможность наблюдать, изме­рять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные пред­меты на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудо­вание и пр. Виды наглядности по линии возрастания их аб­страктности можно, согласно концепции ТА Ильиной, под­разделить на:

- естественную наглядность (предметы объективной ре­альности);

- экспериментальную наглядность (опыты, экспери­менты);

—объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);

—изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

-звуковую наглядность (магнитофон);

—символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);

—внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности, учащихся в обуче­нии — обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организу­ют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Активности и сознательности в учении можно добить­ся, если:

—опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом мес­те — познавательные интересы, профессиональные склонности;

—включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;

—использовать такие методы обучения, как дидактиче­ские игры, дискуссии;

—стимулировать коллективные формы работы, взаимо­действие учеников в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их со­циальному росту, воспитанию.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно за­креплялись в памяти учеников, стали бы частью их созна­ния, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от мате­риала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

—прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

—для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения ма­териала, учесть индивидуальные различия;

— прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логиче­ские связи;

— прочность знаний обеспечивается систематическим
контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индиви­дуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообраз­ные формы организации обучения: урок, экскурсии, прак­тикумы, а также различные способы взаимодействия уча­щихся в учебном процессе: индивидуальную работу, рабо­ту в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в по­ходах, поездках, кружках, клубах и различных объедине­ниях по интересам и других.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимо­связью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступ­ность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основ­ные особенности процесса обучения. Они дают учителю совокупность ука­заний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

Обобщая, можно сде­лать следующие выводы и рекомендации для учителя:

1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обосно­ванный выбор целей, отбор содержания, методов и средств
организации деятельности учащихся, создание благоприят­ных условий и анализ учебного процесса.

2. Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и стратегических идей, состав­ляющих ядро современной концепции школьного образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный под­ходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебно­го процесса).

3. Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педаго­гические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Принцип природосообразности — один из старейших педа­гогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности: педагоги­ческий процесс строить согласно возрастным и индивидуальным осо­бенностям учащихся; знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспита­тельных отношений; направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип со­циальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав воспи­танника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
Принцип демократизации означает предоставление участникам пе­дагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, ре­гиона).

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на органи­зацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечить взаимную компенсацию, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельнос­ти.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.

Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Наши рекомендации