Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, становления ее мировоззрения.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. Научные знания помогают смотреть на этот мир. Многообразны и те отношения, в которые человек вступает с миром. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего «Я», своей индивидуальности, своей личности.
Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения - это не нечто "знаемое" и "понимаемое", это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки.
Накопление фактов – элемент знаний.
Возрастные возможности формирования мировоззрения. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др. Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. Философская направленность мышления, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников твердых взглядов и убеждений, обеспечивающих широту ориентировок в мире, принципы поведения и деятельности.
Основные средства формирования мировоззрения учащихся. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности ее активной практической деятельности. Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний.
Воспитание и религия. Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость ответственности педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения и в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача школы - раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.
13. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания (Сухомлинский, Кольберг). Создание педагогом ситуаций нравственного выбора в деятельности и общении воспитанников
В любом обществе вырабатывается большое количество правил, предписаний, законов и тд. Регулятивную функцию выполняют правовые нормы, различные постановления гос.органов, уставы, и мораль. Правовые и административные нормы имеют обязательный характер и за них нарушение личность несет административную ответственность. Нормы и правила морали такой ответственности не имеют и поддерживаются силой общественного мнения, традициями и обычаями. «Мораль» и «нравственность» разные понятия. Мораль – форма общественного сознания, выступает духовным продуктов, суммой правил, требований, норм. Нравственность конкретного чел. – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведение. Нравственная мораль – правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков. Норма –требование, определяющее, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации. Нравственное сознание(все вместе) нравственное чувство (совесть ). Нравственные искания постоянно ставят индивида перед дилеммой, нравственным выбором – принципиальным(убежденность, согласие с собственной совестью) и безпринципиал.( приводит бездумное, слепое послушание чужой воли)поведением. Нравственные навыки являются завершающим компонентом нравственного сознания и поведения индивида. Они переход в привычку. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, но основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание вкл.: - отношение к полите государства, к родине, др.странам и народам; - отношение к труду; -к общественному достоянию, материальным ценностям, природе; - отношение к людям; - отношение к себе(честность, правдивость,… ).результат – нравственная воспитанность – устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях семьи, коллектива. Проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела. Хамелеоны, лицемеры. Нравственное воспитание эффективно, если есть потребность в самосовершенствовании. Итак, нравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и убеждения морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные нормы поведения.
Сухомлинский
Глубоко прав был В. А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В. А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Нужно, далее, сделать сердце ребенка тревожным, отзывчивым, тогда он будет стремиться обязательно сделать доброе для других людей, развиваться и совершенствоваться как личность. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность и чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. И наконец, необходимо, по глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.
Кольберг. Развитие нравственности
К. исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитии. Вслед за Ж. Пиаже исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах, поставив перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем заведомо неоднозначного), анализировал систему их рассуждений. Это дало возможность выделить три уровня развития нравственных суждений:
-доморальный
-автономной морали (свои принципы, нельзя ябедничать, жадничать)
-постконвенциональный (чел.понимает, что есть вечные моральные нормы и им надо следовать) – не все достигают это уровня.
14. Психолого-педагогические основы трудового воспитания, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности.
Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся.(развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии).
Задачи:
-формирование у учащихся положительного отношения к труду;
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Виды труда: Учебный труд школьника включает в себя труд умственный (требует усидчивости, терпения, усилий) и физический (уроки физ-ры, труда – условия для проявления нравственных качеств, взаимопомощи, уважения); Общественно полезный труд (уборка класса, территории школы, бытовой труд дома, уход за насаждениями); Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей (развитие профессионального интереса, склонностей, потребности в труде).
Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации. -задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования. -сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. -доступность и посильность трудовой деятельности. -разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся (довести дело до конца, работать систематически и равномерно). -сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.