Тема 9. Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни

П Р О Г Р А М М А

Экзаменов по дисциплине

«Православная педагогика и психология»

Для учащихся школы катехизаторов

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Православная педагогика

Объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат православной педагогики: обучение, воспитание, образование, развитие. Отличие православной педагогики от педагогики секуляризованной.

Тема 2. Принципы православного воспитания

Система принципов православной педагогики: христоцентричность, воцерковление, целенаправленное и иерархическое развитие личности, природосообразность, опора на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием, индивидуальный подход, приоритет воспитания над обучением, иерархичность и послушание. Характеристика принципов.

Тема 3. Православная традиция и её роль в духовном становлении человека

Этапы жизни человека. Человек как духовно-телесное существо. Соответствие идеалу духовной природы. Святость как идеал, данный человеку. Развитие человека в процессе горизонтального вхождения в жизнь и поиск вертикального измерения жизни. Традиции, обычаи и предания народа как способ сохранения и передачи духовности. Отношение человека к природной и социальной среде в православной традиции. Истоки патриотизма православного человека. Православное представление о человеке как основа взаимоотношения между людьми.

Тема 4. Ветхозаветное учение о воспитании

Определение цели ветхозаветного воспитания. Формирование самосознания еврейского народа. Пророчество о Спасителе. Цель воспитания от Авраама до Моисея. Воспитательное значение Синайского законодательства. Нравственное достоинство заповедей. Десять заповедей как изложение норм человеческой совести. Практика ветхозаветного воспитания в книгах притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Почитание родителей как основной принцип Ветхозаветного воспитания. Особенности обучения и семейного воспитания в еврейском народе. Особенности общественного воспитания в ветхозаветные времена.

Тема 5. Педагогика как общественное и духовное явление

Педагогические системы, их зарождение и развитие. Педагогические системы Древней Греции, Средних веков. Возрождения, Просвещения. Школа как отражение определенного периода истории человечества. Процесс воспитания как базовое основание любой педагогической системы.

Тема 6. Содержание христианской педагогики

Христианская школа, её отличие от других педагогических систем. Этапы христианского воспитания (по Кл. Александрийскому). Воспитание как соработничество. Учет психологической индивидуальности, промысла Божия о ребенке, чувства времени в педагогической деятельности. Идейная основа христианской педагогики.

Тема 7. Христианская антропология как основание педагогики

Христианская антропология как опытная наука. Предмет её изучения – новый человек. Учение апостола Павла о составе человека (трихотомия). Ветхозаветный и Новозаветный человек. Плоть как земное начало в человеке. Отношение христианства к законам естества. Христианское понимание души человека. Многообразие мнений. Определение души, данное Иоанном Дамаскиным. Дух как главная составляющая часть человека как престол Божий.

Учение об образе Божием в человеке как центральная и основная тема христианской антропологии. Учение о личности в христианской антропологии. Тема креста как центральная тема жизни человека.

Тема 8. Духовные основы православной семьи

Священное Писание о таинстве брака. Создание первых людей и благословение Творца. Неприкосновенность брака и возведение его в степень таинства Господом Иисусом Христом. Освящение брачного союза в Кане Галилейской. Святое девство и святое таинство брака, как два пути, указанные в слове Божием.

Христианский брак как союз двух людей, желающих дожить до любви. Встреча как мистическое, уникальное и неповторимое событие в жизни супругов. Событие узнавания образа Божия в супруге как откровение.

Священное Писание об иерархическом устроении семьи. Созидание брака. Исполнение воли Божией – основа счастья христианских супругов. Условие равенства и дружбы мужчины и женщины. Земной брак как подобие брака небесного - Христа и Церкви. Основа счастья христианских супругов. Отец как священник, как господин и как слуга. Отношение между отцом и сыном; восхождение девочки по ступеням семейной иерархии. Семейная иерархия как основа восприятия авторитета. Семья как первая и естественная школа свободы. Семья – малая Церковь, единство любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Семья – наследница традиций. Семья и проблемы полового воспитания.

Тема 9. Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни

Детство – важнейший для становления человека период, база для формирования личности. Периодизация детского развития. Закономерности возрастного развития: социальная ситуация развития, новообразования, возрастные кризисы, противоречия. (по Л.С. Выготскому).

Развитие человека с точки зрения православной педагогики. Первородный грех как повреждение духовно-телесной человеческой природы. Благодатное возрождение в таинстве крещения. Необходимость крещения. Крещение как условие развития духовной жизни.

Наши рекомендации