Вопрос 49. Социализация личности: сущность, подходы к пониманию, механизмы, направления, факторы. Соц-педагогическая деятельность по социализации личности школьника.
Социализация - процесс и результат усвоения индивидом соц. опыта. Процесс усвоения знаний, умений, навыков,установок, принятых обществом в данное время, в данной историч. эпохе. Вхождение чел-ка в общ-во.
Признаки:1)Происходит на протяжении всей жизни;2)усваивается соц.опыт;3)первичная (в детстве) и вторичная (спец.знания, обучен.профессии);4)стихийная (в повседневной жизни) и упорядоченная (учеба);5)в процессе соц-ии усваивается соц.статус (положен.в обществе) и соц.роль (ожидаемое поведение, обусловленное статусом).
Соц-ия осуществляется в процессе взаимодействия чел.и окр.среды- меняет себя или среду.Происходит:
-соц.адаптация-приспособление чел.к измен.условиям;
-интеграция-проникновение в общество и определение своей соц.ниши.
Сущность соц-ии-формирует чел-ка как члена того общества, к которому он принадлежит.
Соц-ия может быть успешная (у чел-ка высокий уровень развития, стремится удовлетворять свои творч.потребности и интересы, постоянно расширяет свой кругозор) и неусп-ая (вызывается неблагопол.условиями- преступление, стресс, смерть близкого, увольнение с работы.У чел-ка пропадает желание развивать себя).
Механизмы соц-ии:
-подражание-воспроизведение опыта других людей;
-внушение- неосознанное усвоение и воспроизведение мыслей, чувств и опыта других людей;
-фасилитация- у чел-ка возникает желание быть лучше в присутствии определенных людей.
-ингибиция- противопол.процессу фасилитации-торможение в проявлениях личности в присутствии кого-то.
-идентификация- определение своей принадлежности к кому-либо.
-индивидуализация- проявление качеств, присущих только одному человеку.
-конформизм- стремление быть как все.присуще подросткам (одежда,прическа,поступки).
Так как соц-ия происходит во взаимодействии с разл. факторами, выделяют универсальные механизмы:
-традиц-ый - через семью-нормы,эталоны поведения,взгляды,характерные для данной семьи.
-стилизованный-действует в рамках субкультуры (молодежной,профессион-й)-стиль общения, речь, вн.вид.
-межличностный-общение со значимыми личностями.
Влияние всех механизмов опосредуется рефлексией- внутр.диалог.Соц-ия человека происходит под влянием всех механизмов,но соотношение роли механизмов различно-в селе большую роль играет традиц.механизм;в условиях города-стилизованный,институц-ый. Задача соц.педагога-выявить процесс соц-ции,определить его позитивные и негативные возможности,найти способы использования и усиления позитивных возможностей.
Факторы, влияющие на социализацию:
1.Микро-семья, соседство, группа сверстников,религиозные организации, воспитательные организации.
2.Мезо –регион, СМИ, субкультура,тип поселения (сельские- сильный соц. контроль за поведением чел-ка; город- соц.мобильность, огромное кол-во альтернатив, выбора; поселок- перекресток между традиционным механизмом, свойственный селу, и городским образом жизни).
3.Макро- страна (влияет на рождаемость и плотность населения, состояние здоровья),этнос, общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми), государство (фактор стихийной соц-ии,т.к. политика,идеология создают условия для жизни граждан,их развития).
Соц.педагог появился в первую очередь в школе, т.к. возникла необходимость (опекаемые, сироты, дети с дев.повед.).В соответствии с гос.обр.стандартом деят-ть направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитат-й и коррекц. работы с ними в разл социумах. Сферы деят-ти: соц-пед-кая, правозащитная, культурно-просветит-я, организационно-управленч., методическая, исслед-ская, агитационно-пропагандистская.
Социализация происходит благодаря усвоениям ценностей за счет закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам.Это доказано эмпирически: процент лиц с отклоняющимся поведением выше, когда соц-ция происходит в условиях семейных конфликтов или в неполных семьях. Поэтому основной этап первичной социализации - семья, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Дальнейшее развитие происходит в школе. Процесс соц-ции должен быть начат с изучения и понимания справедливости, равенства, свобода, демократии, личности, правосудия.Они изучаются в процессе реализации соц. проекта «Юный друг милиции»,курсов «Знаешь ли ты свои права», «Закон и мы».В школах проблема соц-ции решается совместными усилиями учителей, родителей, уч-ся.
Проблемы связанные с соц-цией уч-ся: отсутствие единых норм и ценностей в развитых соц. институтах;нежелание понять и признать ценности «иных» людей;отсутствие своевременной помощи со стороны службы сопровождения, родителей, педагогов, товарищей и т. д.
Для успешной соц-ции реб-ка должны взаимодействовать все соц. структуры. Работа строится исходя из анализа условий, в которых проживает, воспитывается, общается реб-к. В начале каждого года составляются соц. паспорта классов, исходя из которых, строится соц. паспорт школы. Выявляются различные категории уч-ся и их семей. Это позволяет определить первичное звено соц-ции и увидеть проблемы, которые можно помочь решить.Следующий шаг выявления проблем -социометрия каждого классного коллектива, что позволяет выявить проблемы соц-ции на этом этапе.Проведение анкет, диагностик об интересах, друзьях и т.д. позволяет найти проблемы на третьем уровне соц-ции. Выявление проблем ведет к практич. действиям по оказанию помощи уч-ся, родителям, педагогам. Только совместными усилиями можно помочь детям преодолеть проблемы соц-ции.