В. 29.Опека и попечительство в РФ. История попечительства в РФ. Социально-экономическое положение детей в современной России. Современная государственная система защиты детей-сирот.(ЗАКОН О СИРОТАХ)
Дореволюционный период.В России практика соц.помощи детям-сиротам имеет глубокие культурно-исторические традиции и до революции 1917 г. была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью. Общество брало на себя обязанности по воспит-ю детей-подкидышей и незаконнорожденных, а также по ихпрофессиональному обучению. Забота о них разделялась между церковью и государством.Князь Владимир (980-1015) возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство, но и сам заботился о них, раздавая великую милостыню. Ярослав Мудрый(1019-1054) учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства.Иван Грозный (1462-1480)ввел призрение детей-сирот в круг задач гос.органов управления - приказов. Сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.Указом Петра 1 в 1715 году были организованы при церквах сиропитательницы. По мере подрастания дети отдавались в услужение или в учение к-либо ремеслу. Новый этап в становлении церковно-общественного призрения детей наступил при Екатерине II(1762-1796). Воспитание не только незаконнорожденных и подкидышей, но и детей из неблагополучных семей стало заботой госуд-ва и церкви. Императрица Мария Феодоровна, приняла в своё ведение столичные Воспитательные Дома,ей принадлежит идея выращивания особого сословия, обязанного государству своим воспитанием. К началу ХХ века в России сложилась система призрения детей. Но основными функциями Воспитательных домов являлись призрение незаконнорожденных, передача их на воспитание в крестьянские семьи и последующая опека Воспитательного Дома над находящимся в приёмной семье питомцем.
Советский период.Гражданская война и разруха сказались на росте количества детей, нуждающихся в гос. попечении. Сироты раннего возраста поступали в дома младенцев, а дошкольного и школьного возраста - в детские дома. В 20-е годы развивается система соц.обеспечения детей-сирот, которая включала дет. дома различных категорий (дошкольные, с профессион-м обучением, лечебные, для инвалидов и др.), трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, большинство из которых были сиротами. В связи с огромным количеством сирот с 1922 г. детские учреждения стали прикреплять к профсоюзным организациям, войсковым частям, промышленным, торговым предприятиям. В 1956 г. открываются школы-интернаты, предназначенные не только для сирот, но и детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров и детей, родители которых в силу различных причин (занятость на производстве, проблемы со здоровьем, плохие жилищные условия и т.д.) нуждались в помощи государства. Одной из основных задач социального эксперимента, проводимого в СССР, было разрушение не только религиозных, но и семейных основ воспитания. Последствия сказались на развитии демографической ситуации. Большое число брошенных детей в России сегодня имеет многолетнюю историю искусственного отчуждения ребенка от семьи.
После 1990 г.Ратифицировав в 1990 г. Конвенцию о правах ребёнка, Россия признала право реб-ка на воспитание в семье приоритетным. Но число детей, лишённых род-го попечения, велико. Ст.123 Семейн.кодекса: «Дети, оставшиеся без попечения род-й, подлежат передаче на воспит-е в семью, а при отсутствии такой возможности в учреж-я для детей-сирот или детей, оставшихся без попеч-я р-лей, всех типов)».Сегодня основные законодательно установленные формы устройства детей, лишённых р-го попеч-я: усыновление (приоритет), опека, попечительство, приемная семья, патронат, дом ребёнка, дет.дом, школа-интернат. При православных общинах и монастырях появляются приюты и дет.дома. В приюте реб-к может пребывать до выяснения обстоятельств его дальнейшего попечения, не более 6 мес.
Усыновление – спец. мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью.
Опека - форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства – опекунством.
Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и др. категорий людей), то есть под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет.
Гос-е попечение - создание неусыновленному реб-ку условий для воспитания и развития путем помещения в спец-но созданные учреждения: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат.