Структура экзаменационного билета.
Каждый экзаменационный билет состоит из теоретического вопроса по психологии и педагогике и практического задания.
Первый вопрос билета – теоретические сведения по психологии и педагогике. Учитывая междисциплинарную связь психологии и педагогики, большая часть вопросов по этим дисциплинам имеет интегрированный характер и несколько вопросов составлены отдельно по психологии или педагогике.
Отвечая на первый вопрос, выпускник должен показать:
- знания основных научных понятий по психологии и педагогике и умение владеть терминологическим аппаратом;
- знания цели, задач, форм, методов и средств обучения и воспитания школьников;
- знания закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностей и их учета в организации педагогического процесса;
- умение анализировать теоретические подходы, современные концепции обучения и воспитания;
- умение устанавливать межпредметные связи;
- умение иллюстрировать теоретические положения педагогики и психологии примерами из педагогической практики и из прочитанной литературы.
Выполняя практическое задание, выпускнику необходимо продемонстрировать умения применять психолого-педагогические знания в решении задач профессиональной направленности; анализировать, проектировать и оценивать педагогический процесс, его результаты.
Критерии оценки знаний студентов по психологии и педагогике
Отметка отлично выставляется, если студент дает полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы:
- обстоятельно раскрывает соответствующие методологические и теоретические положения современной психолого-педагогической науки;
- обнаруживает знание существенных признаков рассматриваемых психолого-педагогических явлений, понимание закономерностей их развития, роли в системе целостного педагогического процесса, путей реализации теоретических положений в школьной практике;
- дает характеристику нормативным документам, влияющим на функционирование системы образования; проявляет понимание задач обучения и воспитания в современной школе;
- имеет собственную оценочную позицию, умеет аргументировано и убедительно ее раскрыть;
- иллюстрирует теоретические положения примерами из практики и из психолого-педагогической литературы;
- при выполнении заданий практического характера умеет подтверждать их теоретическими положениями;
- излагает материал в логической последовательности на литературном языке.
Отметка хорошо выставляется, если студент дает ответ, отличающийся меньшей обстоятельностью и глубиной изложения:
- допускает несущественные ошибки в изложении теоретического материала, исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора;
- испытывает трудности при определении собственной оценочной позиции.
Отметка удовлетворительно выставляется, если студент, излагая ответ на вопрос, допускает при этом существенные ошибки:
- ответ имеет неглубокий по содержанию и репродуктивный по изложению характер;
- студент обнаруживает неумение применять психолого-педагогические закономерности и правила для объяснения конкретных фактов и явлений;
- студенту требуется помощь со стороны членов экзаменационной комиссии (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.). При ответе наблюдается нарушение логики изложения.
Отметка неудовлетворительно выставляется, если студент при ответе:
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала;
- не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов членов экзаменационной комиссии;
- допускает грубое нарушение логики изложения.
Дисциплины, вынесенные на итоговый государственный экзамен по специальности 050709 Преподавание в начальных классах
В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в начальных классах программа итогового государственного экзамена по психологии и педагогике включает основные темы учебных дисциплин «Психология» и «Педагогика».
Психология
Психология как наука
Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Основные этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Взаимосвязь психологии с педагогической теорией и практикой.