Структура экзаменационного билета.

Каждый экзаменационный билет состоит из теоретического вопроса по психологии и педагогике и практического задания.

Первый вопрос билета – теоретические сведения по психологии и педагогике. Учитывая междисциплинарную связь психологии и педагогики, большая часть вопросов по этим дисциплинам имеет интегрированный характер и несколько вопросов составлены отдельно по психологии или педагогике.

Отвечая на первый вопрос, выпускник должен показать:

- знания основных научных понятий по психологии и педагогике и умение владеть терминологическим аппаратом;

- знания цели, задач, форм, методов и средств обучения и воспитания школьников;

- знания закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностей и их учета в организации педагогического процесса;

- умение анализировать теоретические подходы, современные концепции обучения и воспитания;

- умение устанавливать межпредметные связи;

- умение иллюстрировать теоретические положения педагогики и психологии примерами из педагогической практики и из прочитанной литературы.

Выполняя практическое задание, выпускнику необходимо продемонстрировать умения применять психолого-педагогические знания в решении задач профессиональной направленности; анализировать, проектировать и оценивать педагогический процесс, его результаты.

Критерии оценки знаний студентов по психологии и педагогике

Отметка отлично выставляется, если студент дает полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы:

- обстоятельно раскрывает соответствующие методологические и теоретические положения современной психолого-педагогической науки;

- обнаруживает знание существенных признаков рассматриваемых психолого-педагогических явлений, понимание закономерностей их развития, роли в системе целостного педагогического процесса, путей реализации теоретических положений в школьной практике;

- дает характеристику нормативным документам, влияющим на функционирование системы образования; проявляет понимание задач обучения и воспитания в современной школе;

- имеет собственную оценочную позицию, умеет аргументировано и убедительно ее раскрыть;

- иллюстрирует теоретические положения примерами из практики и из психолого-педагогической литературы;

- при выполнении заданий практического характера умеет подтверждать их теоретическими положениями;

- излагает материал в логической последовательности на литературном языке.

Отметка хорошо выставляется, если студент дает ответ, отличающийся меньшей обстоятельностью и глубиной изложения:

- допускает несущественные ошибки в изложении теоретического материала, исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора;

- испытывает трудности при определении собственной оценочной позиции.
Отметка удовлетворительно выставляется, если студент, излагая ответ на вопрос, допускает при этом существенные ошибки:

- ответ имеет неглубокий по содержанию и репродуктивный по изложению характер;

- студент обнаруживает неумение применять психолого-педагогические закономерности и правила для объяснения конкретных фактов и явлений;

- студенту требуется помощь со стороны членов экзаменационной комиссии (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.). При ответе наблюдается нарушение логики изложения.

Отметка неудовлетворительно выставляется, если студент при ответе:

- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала;

- не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов членов экзаменационной комиссии;

- допускает грубое нарушение логики изложения.

Дисциплины, вынесенные на итоговый государственный экзамен по специальности 050709 Преподавание в начальных классах

В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в начальных классах программа итогового государственного экзамена по психологии и педагогике включает основные темы учебных дисциплин «Психология» и «Педагогика».

Психология

Психология как наука

Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Основные этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Взаимосвязь психологии с педагогической теорией и практикой.

Наши рекомендации