Порядок проведения экзамена.
Введение
Итоговый экзамен по психологии и педагогике является одним из элементов итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050709 Преподавание в начальных класс и проводится с целью выявления готовности выпускников к осуществлению основных видов деятельности (образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической), соответствия уровня и качества подготовки экзаменующихся Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по данной специальности.
Порядок проведения экзамена.
Итоговый экзамен осуществляется в устной форме на вопросы по выбранному экзаменационному билету. В ходе подготовки ответа экзаменующиеся имеют право использовать программу государственного экзамена, Конвенцию о правах ребенка, Закон об образовании, учебные программы и учебники начальной общеобразовательной школы.
Время подготовки к ответу - 1 академический час. Суммарное время, которое отводится на ответ одного экзаменующегося, - 0,5 академического часа.
Дисциплины, вынесенные на итоговый государственный экзамен по специальности 050709 Преподавание в начальных классах
В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в начальных классах программа итогового государственного экзамена по психологии и педагогике включает основные темы учебных дисциплин «Психология» и «Педагогика».
Психология
Психология как наука
Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Основные этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Взаимосвязь психологии с педагогической теорией и практикой.
Методы психологического познания
Понятие о методе исследования, назначение методов исследования. Классификация методов по Б.Г.Ананьеву. Организационные методы исследования: лонгитюдный, сравнительный, комплексный. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, тест, беседа, анкетирование, социометрия и др.
Сознание и самосознание личности
Сознание как высшая форма психики. Самосознание как особая форма сознания. Образ «Я» и его структура (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты). Самооценка, ее виды, связь с уровнем притязаний.
Деятельность как способ существования
Понятие индивидуальной деятельности. Структура деятельности: потребности, мотивы, цель, действия, операции, результат.
Индивидуальные особенности человека
Понятие о темпераменте. Активность и эмоциональность как показатели проявления темперамента. Физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Учет особенностей темперамента школьников в обучении и воспитании.
Понятие характера. Черты характера, их классификация. Взаимосвязь темперамента и характера. Факторы и условия формирования характера у школьников.
Понятие о способностях и задатках. Общие и специальные способности, репродуктивный и творческий уровень способностей. Условия развития способностей у школьников.
Эмоционально-волевая сфера личности
Общая характеристика эмоций и чувств, воли. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, страсть и др. Высшие чувства: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Структура волевого действия. Связь воли и чувств.
Познавательная деятельность
Понятие, виды и свойства внимания. Роль внимания в обучении.
Понятие о восприятии, виды и свойства восприятия. Наблюдение как преднамеренное восприятие. Развитие наблюдательности в процессе обучения.
Понятие о памяти. Закономерности, виды и процессы памяти. Роль памяти в обучении.
Понятие, виды и операции мышления. Взаимосвязь мышления и речи.
Понятие, виды воображения. Способы создания образов творческого воображения. Роль воображения в обучении.
Основные закономерности психического развития
Сущность психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития. Стадиальность, неравномерность психического развития, «метаморфозы» психического развития, сочетание эволюционных и инволюционных изменений.
Дифференциации обучения.
Понятие об индивидуализации и дифференциации обучения. Внешняя и внутренняя дифференциация. Формальные основания для внутренней дифференциации. Формы и уровни дифференциации обучения.
Психологические основы
Педагогическое общение
Понятие, функции и стили педагогического общения. Правила эффективного педагогического общения.
Педагогика
Педагогика как наука
Педагогика как наука, ее предмет, задачи, основные категории. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
Цели и задачи воспитания
Понятие «воспитание». Становление и развитие целей воспитания. Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, гражданское. Воспитание как педагогический компонент социализации: понятие «социализация», факторы и механизмы социализации. Концепции воспитания.
Методы воспитания
Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций, их значение и условия применения. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, условия применения. Методы стимулирования и коррекции деятельности и поведения воспитанников: соревнование, требование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий, их значение и педагогические условия применения. Методы самоопределения личности ребенка: методы самопознания, методы самовоспитания.
Классного руководителя
Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности. Содержание, формы и методы работы с учащимися и их родителями. Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя. Показатели эффективности работы классного руководителя.
Методы обучения
Понятие о методах обучения. Характеристика методов обучения по уровню познавательной деятельности учащихся и по источнику знаний; требования, предъявляемые к реализации методов в учебном процессе.
Введение
Итоговый экзамен по психологии и педагогике является одним из элементов итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050709 Преподавание в начальных класс и проводится с целью выявления готовности выпускников к осуществлению основных видов деятельности (образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической), соответствия уровня и качества подготовки экзаменующихся Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по данной специальности.
Порядок проведения экзамена.
Итоговый экзамен осуществляется в устной форме на вопросы по выбранному экзаменационному билету. В ходе подготовки ответа экзаменующиеся имеют право использовать программу государственного экзамена, Конвенцию о правах ребенка, Закон об образовании, учебные программы и учебники начальной общеобразовательной школы.
Время подготовки к ответу - 1 академический час. Суммарное время, которое отводится на ответ одного экзаменующегося, - 0,5 академического часа.