Порядок проведения государственного экзамена

Итоговый государственный экзамен принимается государственной аттестационной комиссией, сформированной в Институте и утвержденной в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ. Итоговый экзамен может проводиться только при наличии необходимого кворума в присутствии председателя комиссии или его заместителя.

Экзамен проводится в аудитории, где оборудуются места для экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места для студентов. К началу экзамена в аудитории должны быть подготовлены:

- приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

- приказ о допуске к государственному экзамену;

- программа сдачи государственного итогового экзамена;

- экзаменационные билеты в запечатанном конверте;

- список студентов, сдающих экзамен;

- сведения о выпускниках, сдающих экзамены;

- зачетные книжки;

- протоколы сдачи экзамена;

- бумага для письменного ответа со штампом Института;

- раздаточный материал, включающий формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, план счетов;

- экзаменационная ведомость для выставления комиссией оценок за ответ на государственном экзамене.

В день работы ГЭК перед началом экзамена студенты – выпускники приглашаются в аудиторию, где председатель ГЭК:

- знакомит присутствующих и экзаменующихся с приказом о создании ГЭК, зачитывает его и представляет экзаменующимся состав комиссии персонально;

- вскрывает конверт с экзаменационными билетами, проверяет их количество и раскладывает на специально выделенном для этого столе;

- дает общие рекомендации экзаменующимся при подготовке ответов и изложении вопросов билета, а также при ответах на дополнительные вопросы.

Во время экзамена члены комиссии наблюдают за самостоятельной подготовкой студентов к ответу на вопросы билета, дают пояснения, если в этом возникает необходимость. На экзамене студенты могут пользоваться программами изучения дисциплин, включенных в билеты.

Во время ответа на вопросы билета (в устной или письменной форме) студент должен четко и ясно формулировать (излагать) ответ на вопрос билета; ответ можно проиллюстрировать конкретной практической информацией о деятельности хозяйствующих субъектов и государства. Ответивший (закончивший письменный ответ на вопросы билета) студент сдает листы своего ответа по билету и сам билет секретарю ГЭК.

После ответа последнего студента под руководством председателя ГЭК проводится обсуждение и выставление оценок. По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно быть единогласным. Члены комиссии имеют право на особое мнение, по оценке ответа отдельных студентов. Оно должно быть мотивированно и записано в протокол. Одновременно формулируется общая оценка уровня теоретических и практических знаний экзаменующихся, выделяются наиболее грамотные и компетентные ответы. Оценки по каждому студенту заносятся в протоколы и зачетные книжки, комиссия подписывает эти документы.

Критерии оценки вопросов, выносимых на экзамен, разработаны с учетом требований Государственного образовательного стандарта и должны быть доведены до выпускников. Ответы на вопросы, выносимые на итоговый междисциплинарный экзамен, оцениваются по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично». Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Полно раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка «хорошо». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Базовые нормативно-правовые акты используются, но в недостаточном объеме. Материал излагается уверенно. Раскрыты причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Имеются упоминания об отдельных базовых нормативно-правовых актах. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют.

Результат государственного итогового экзамена определяется дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний аттестационной комиссии. Результаты государственного экзамена вносятся в зачетную книжку студента и заверяются подписями всех членов экзаменационной комиссии, присутствующих на заседании.

Председатель комиссии подводит итоги сдачи государственного экзамена и сообщает, что в результате обсуждения и совещания оценки выставлены и оглашает их студентам, отмечает лучших студентов, высказывает общие замечания, обращается к студентам с вопросом, нет ли не согласных с решением комиссии ГЭК по выставленным оценкам. В случае устного заявления экзаменующегося о занижении оценки его ответа, с ним проводится собеседование в присутствии всего состава комиссии. Целью такого собеседования является разъяснение качества ответов и обоснование итоговой оценки. Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.

Студент, не сдавший государственный итоговый экзамен, допускается к нему повторно один раз в течение пяти лет после окончания ТюмГУ и не ранее, чем через один год на основании личного заявления и представления учебной части. Срок повторной сдачи устанавливает ректор университета по согласованию с председателем ГЭК в период очередной работы ГЭК. Выпускник, не явившийся по уважительной причине (по медицинским показаниям, документально подтвержденным) имеет право пройти итоговую аттестацию в течение месяца с момента подачи заявления о готовности пройти соответствующие государственные аттестационные испытания.

Студент, имеющий неудовлетворительную оценку по государственному экзамену, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний – защите выпускной квалификационной работы.

Подведение итогов работы ГЭК осуществляется в письменном отчете, в котором приводится статистика о количестве сдававших экзамен, уровне знаний и формулируются предложения по совершенствованию преподавания отдельных дисциплин.

Содержание государственного экзамена

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки (направление) в программу государственного экзамена включены вопросы по дисциплинам общенаучного цикла (базовая часть) и профессионального цикла (базовая и профильная часть). В каждом билете содержится два вопроса: первый вопрос относится к дисциплинам базовой части общенаучного и профессионального цикла, второй вопрос - к дисциплинам профильной части общенаучного и профессионального цикла.

Вопросы государственного экзамена

Дисциплина «Теория бухгалтерского учета»

1. Система нормативного регулирования учета и аудиторской деятельности в России.

Ключевые понятия: бухгалтерский учет. Виды учета: бухгалтерский, статистический, управленческий и налоговый, их определение, основные отличительные особенности, цели и задачи.

Четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета в России: законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

2. Учетная политика организации. Основные принципы формирования учетной политики.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика», основное содержание его норм. Основополагающие принципы бухгалтерского учета, их раскрытие. Принципы допущения: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организации, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, последовательность применения учетной политики. Принципы и требования: существенность, полнота учета, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, сопоставимость, непротиворечивость, рациональность, отчетный период.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета, их слагаемые.

Предмет бухгалтерского учета и сферы его применения. Ключевые понятия (термины) бухгалтерского учета: имущество, активы, обязательства, пассивы, капитал, доходы, расходы, финансовые результаты. Классификация средств организации по видам и размещению; по источникам образования и назначению.

Метод бухгалтерского учета и характеристика его слагаемых: способы первичного наблюдения за объектами учета: документация и инвентаризация; способы текущей группировки объектов учета: счета и двойная запись; способы стоимостной оценки объектов учета: оценка и калькуляция; способы обобщения объектов учета: баланс и отчетность.

4. Бухгалтерский баланс, его строение, виды, основная характеристика его статей, аналитические возможности.

Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание. Ключевые понятия: баланс, валюта баланса, статья, раздел. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций: внутриактивный (I), внутрипассивный (II), активно-пассивный в сторону увеличения (III), активно-пассивный в сторону уменьшения (IV).

5. Система счетов и двойная запись, синтетические и аналитические счета, их взаимосвязь.

Ключевые понятия (термины): система счетов, оборот, сальдо, двойная запись, корреспонденция счетов, простая и сложная проводки, хронологические и систематические бухгалтерские записи, субсчета, активные, пассивные, активно-пассивные счета, план счетов.

Примеры аналитических счетов к синтетическим счетам, взаимосвязь остатков и оборотов по аналитическим счетам и синтетическому счету.

6. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре и назначению.

Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию: счета для учета имущества; источников образования имущества и счета для учета хозяйственных процессов. Классификация счетов по назначению и структуре: основные, регулирующие, операционные, бюджетно-распределительные, финансово-результативные и забалансовые.

7. Документация; требования, предъявляемые к заполнению документов, их классификация, документооборот.

Ключевые понятия: первичный документ, реквизиты, формальная проверка документов и проверка их по существу, документооборот, таксировка, контировка. Классификационные признаки документов.

8. Инвентаризация имущества и обязательств, как способ первичного наблюдения за объектами учета, порядок ее проведения и отражение в учете.

Ключевые понятия: инвентаризация, инвентаризационная опись, сличительная ведомость, полная и частичная инвентаризация, плановая и внеплановая, инвентаризационные комиссии.

Порядок и техника проведения инвентаризации, регулирование инвентаризационных разниц, оформление и отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности.

9. Учетные регистры, их назначение, классификация, выявление и исправление ошибок.

Закон «О бухгалтерском учете» об учетных регистрах. Классификация, виды учетных регистров. Способы выявления и исправления ошибочных записей в учетных регистрах (дополнительной проводки, корректурный, «красное сторно»).

Обобщение данных текущего бухгалтерского учета: оборотные ведомости, их виды, контрольное и познавательное значение.

Литература:

Основная литература:

1. Бородин, В.А. Теория бухгалтерского учета : Учебник / В.А. Бородин, Ю.А. Бабаев, Н.Д. Амаглобели. - М.: Юнити-Дана, 2012.-304с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114503 (дата обращения 14.05.2014)

2. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т. В. Терентьева. - Москва : Вузовский учебник, 2012. - 208 с.

Дополнительная литература:

1. Печерская, Г. А. Основы бухгалтерского учета. Конспект лекций : Учебное пособие / Г. А. Печерская. Электрон. текстовые дан. - М.: А - Приор, 2011. - 177 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72707. (дата обращения 14.05.2014)

2. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет : учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Кондраков. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 832 с.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 г. № 106н).

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 38н).

Дисциплина «Основы аудита»

1. Система нормативного регулирования учета и аудиторской деятельности в России.

Четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов в России. Лицензирование аудиторской деятельности.

Понятие и значение стандартов аудиторской деятельности. Состав и основные группы стандартов. Тенденция разработки и использования стандартов в аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудиторской деятельности. Национальные стандарты аудиторской деятельности. Значение и порядок разработки внутрифирменных аудиторских стандартов.

2. Сущность аудиторской деятельности. Планирование аудита.

Аудиторская деятельность: понятие, цели, задачи. Роль аудита в развитии функции контроля. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Сущность аудита и его экономическая обусловленность. Цели и задачи аудита. Основные пользователи аудиторской информации.

Планирование аудита, его назначение и принципы. Разработка предварительного общего плана аудита, аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Этапы планирования аудиторской проверки.

Понятие существенности, подходы к ее определению. Использование понятия существенности в проведении аудиторских проверок. Факторы, влияющие на суждение о существенности. Действия аудитора при выявлении искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Виды аудита, классификации видов аудита.

Виды аудита: внешний и внутренний, обязательный, инициативный страховой и банковский аудит; аудит бухгалтерской отчетности, аудит на соответствие, операционный (управленческий) аудит; первоначальный и повторяющийся аудит; обязательный и инициативный аудит. Подтверждающий аудит как комплексная аудиторская проверка.

Услуги, сопутствующие аудиту: постановка и восстановление бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности; ведение бухгалтерского учета; автоматизация бухгалтерского учета; консультирование, экономический анализ и другие.

4. Понятие риска и его использование в аудиторской деятельности.

Понятие риска и его использования в аудиторской практике. Риск хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Риск организации внутреннего контроля. Риск необнаружения ошибки. Методы минимизации аудиторского риска. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Использование работы эксперта.

Мошенничество и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности. Организация аудиторской фирмой контроля качества выполнения аудиторских процедур.

5. Аудиторские процедуры и методы получения аудиторских доказательств.

Виды аудиторских выборок и порядок их построения. Объем аудиторской выборки. Ошибки и риск аудиторской выборки. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.

Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств.

Проверка первичных документов и учетных регистров: формальная проверка подлинности документов, проверка по существу, счетная проверка, сопоставление документов.

Методы фактического контроля: пересчет, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций, аналитические процедуры, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольный обмер, контрольный выпуск продукции, наблюдение за выполнением операций, подтверждение, устный опрос, прослеживание, сканирование, тестирование, подготовка альтернативного баланса. Оценка собранных доказательств. Рабочие документы (файлы) аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.

Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура. Контрольная процедура. Тест средств контроля. Аналитические процедуры и их применение в проведении аудиторских проверок. Методы экономического анализа, применяемые в аудите.

6. Завершение аудита и аудиторское заключение, его содержание.

Общие требования к аудиторскому заключению. Структура и содержание аудиторского заключения. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное аудиторское заключение. Модифицированные аудиторские заключения: в части, привлекающей внимание пользователей, с оговоркой, отрицательные и в форме отказа от выражения мнения.

Порядок отражения событий, происшедших после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Подготовка письменной информации аудитора руководству экономического субъекта, принципы подготовки и порядок представления.

7. Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.

Права и обязанности аудиторов. Права и обязанности проверяемых субъектов. Профессиональный кодекс этики и поведения аудиторов. Концепция профессионализма, независимости и конфиденциальности аудита. Критерии независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Формы предпринимательской деятельности в аудите. Организационно-правовые формы аудиторских организаций. Организационная структура аудиторской фирмы.

Организация контроля за качеством аудиторских проверок. Инструменты контроля качества аудита. Ответственность аудитора и аудиторских фирм.

Литература:

Основная литература:

1. Касьянова, С.А. Аудит : Учебное пособие / С. А. Касьянова, Н. В. Климова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.- 175 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=207645. (дата обращения 14.12.2014).

2. Поспелков, И.С. Основы аудита :учеб. пособие / И. С. Поспелков. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2011. - 292 с.

Дополнительная литература:

1. Аудит: теория и практика : учебник для бакалавров / Рос. эконом. ун-т им. Г. В. Плеханова ; ред. Н. А. Казакова. - Москва :Юрайт, 2014. - 385с.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» № 696 от 23.09.2002 г

3. Приказ Минфина РФ от 20.05.2010 г. №46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»

4. Приказ Минфина России от 24.02.2010 г. №16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010»

5. Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 31.05.2007 №56)

Дисциплина «Бухгалтерский учет: бухгалтерский финансовый учет»

1. Понятие, классификация и оценка основных средств в учете и отчетности. Переоценка основных средств, отражение ее результатов в учете.

Понятие основных средств, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Классификационные признаки основных средств. Виды оценки основных средств. Балансовая стоимость основных средств. Случаи и способы переоценки основных средств, отражение ее результатов в учете. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской финансовой отчетности.

2. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет движения основных средств.

Понятие основных средств, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Документальное оформление и аналитический учет основных средств. Способы поступления основных средств и определение инвентарной стоимости вводимых в действие объектов.

Синтетический учет поступления основных средств: в порядке приобретения за плату; строительства, по договору мены; по договору дарения; в счет вклада в уставный капитал и др. Синтетический учет выбытия основных средств: в порядке выбытия по договору продажи, по договору дарения, по причине морального устаревания и др. Инвентаризация основных средств, порядок ее проведения, отражения ее результатов в учете.

3. Порядок начисления, способы и учет амортизации основных средств.

Понятие основных средств, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Способы начисления амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. Пример расчета амортизации основных средств. Учет амортизации основных средств на счетах.

4. Учет затрат на восстановление основных средств (ремонт, модернизация, реконструкция).

Понятие основных средств, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Ключевые понятия: капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, текущий ремонт. Способы проведения ремонта: хозяйственный или подрядный. Отражение на счетах бухгалтерского учета затрат на модернизацию и реконструкцию, текущего ремонта.

5. Учет аренды основных средств

Аренда, арендодатель, арендатор. Виды и документальное оформление аренды. Учет аренды основных средств у арендодателя и арендатора. Учет лизинговых операций при различных вариантах постановки на баланс лизингового имущества.

6. Нематериальные активы, их состав, оценка и переоценка, нормативное регулирование.

Понятие нематериальных активов, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Виды, классификация и оценка нематериальных активов. Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской финансовой отчетности.

7. Бухгалтерский учет движения нематериальных активов.

Понятие нематериальных активов, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Документальное оформление и учет поступления нематериальных активов. Особенности учета деловой репутации. Документальное оформление и учет выбытия нематериальных активов. Инвентаризация нематериальных активов и отражение ее результатов в учете.

8. Учет амортизации нематериальных активов.

Понятие нематериальных активов, их характеристика, нормативное регулирование их учета. Способы начисления амортизации, определение срока полезного использования. Учет амортизации нематериальных активов. Пример расчета амортизации нематериальных активов.

9. Понятие, классификация, оценка материально-производственных запасов в текущем учете и отчетности.

Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки, нормативное регулирование их учета. Формирование фактической себестоимости материалов, поступающих на склад. Раскрытие информации о запасах материальных ценностей в бухгалтерской отчетности.

10. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет поступления материалов при различных вариантах учетной политики.

Документальное оформление поступления материалов. Учет поступления материалов при различных вариантах учетной политики (по фактической или учетной стоимости). Учет транспортно-заготовительных расходов. Особенности оценки и учета неотфактурованных поставок и материалов в пути.

Порядок учета НДС при осуществлении хозяйственных операций с материалами, порядок ведения книги покупок.

Учет материалов на складах и его взаимосвязь с учетом в бухгалтерии.

11. Документальное оформление и учет отпуска материалов в производство и прочего выбытия.

Документальное оформление отпуска материалов. Учет отпуска и прочего выбытия материалов со складов: в производство и контроль за их использованием; учет продажи неиспользованных материалов; учет отходов производства; учет передачи материалов в счет вклада в уставный (складочный) капитал; по договору мены; по договору простого товарищества и др.

Инвентаризация материалов, порядок проведения, выявления и регулирования разниц.

12. Порядок расчета оплаты труда при различных формах и системах заработной платы.

Нормативное регулирование учета расчетов с персоналом по оплате труда. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда. Формы, системы и виды оплаты труда.

Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда. Техника ведения аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда. Учет выплаты заработной платы и депонированных сумм. Сводка данных о начисленных суммах заработной платы по ее составу, структурным подразделениям, категориям персонала и удержаниям. Группировка начисленной заработной платы по направлениям затрат.

13. Техника расчета удержаний из оплаты труда работников и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Виды и расчет удержаний из заработной платы работников: НДФЛ; по исполнительным листам, поручениям работников и др. Отражение удержаний из заработной платы на счетах бухгалтерского учета

14. Документальное оформление и техника расчета с персоналом по дополнительной оплате труда, отражение в учете.

Порядок расчета средней заработной платы для оплаты отпусков: документальное подтверждение отпуска, техника расчета с примером, отражение в учете.

15. Документальное оформление и техника расчета пособий по временной нетрудоспособности, отражение в учете.

Порядок расчета средней заработной платы для оплаты пособий по временной нетрудоспособности: документальное подтверждение, техника расчета с примером, отражение в учете.

16. Состав и классификация затрат на производство.

Понятие затрат, расходов, себестоимости, нормативное регулирование.

Классификация производственных затрат: по экономической роли в процессе производства; по способу включения в себестоимость продукции; по отношению к объему производства; по целесообразности.

17. Состав, учет и распределение расходов по обслуживанию производства и управления при различных вариантах учетной политики.

Группировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Выбор базы для распределения накладных производственных расходов. Пример расчета распределяемых сумм накладных расходов. Списание расходов по обслуживанию производства и управления при различных вариантах учетной политики.

18. Учет затрат на вспомогательное производство и калькулирование себестоимости услуг, оказываемых ими.

Особенности учета затрат вспомогательных производств. Виды вспомогательных производств: простые и сложные вспомогательные цеха и отличительные особенности учета затрат на них. Расчет себестоимости услуг, оказываемых вспомогательными цехами, оценка услуг при взаимном обслуживании вспомогательных цехов (встречные принятые и оказанные услуги). Распределение услуг по основным потребителям.

19. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции.

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Позаказный, попередельный, нормативный методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, их достоинства и недостатки. Объекты калькулирования, калькуляционные единицы. Виды калькуляций, их назначение и порядок составления.

Система «Директ-костинг» и «Стандарт-костинг», отличительные особенности и схема учетных записей в них.

20. Сводный учет затрат на производство, расчет фактической себестоимости производства.

Порядок учета и включения в себестоимость прямых и косвенных затрат. Отходы производства, их виды, оценка и учет.

Определение себестоимости брака, компенсаций брака, чистых потерь от брака, отражение на счетах бухгалтерского учета.

Разграничение производственных затрат по смежным отчетным периодам. Незавершенное производство: понятие, состав, методы оценки.

Полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты сводного учета, их отличительные особенности.

Формула расчета фактической себестоимости продукции, работ услуг.

21. Готовая продукция, ее оценка. Учет выпуска готовой продукции при различных вариантах учетной политики.

Готовая продукция, ее состав и оценка в текущем учете и отчетности.

Документальное оформление, аналитический и синтетический учет выпуска готовой продукции при различных вариантах учетной политики (с применением и без применения счета 40 «Выпуск продукции»)

22. Учет продажи готовой продукции, аудит.

Порядок отгрузки продукции покупателям. Документальное оформление отпуска и отгрузки продукции. Порядок ведения счетов-фактур, их регистрации, книги продаж.

Учет продажи (реализации) продукции, выполненных работ и оказанных услуг при различных вариантах признания выручки: «кассовый метод» и «метод начислений». Определение полной себестоимости проданной продукции.

Учет реализации продукции при товарообменных операциях (по договору мены)

23. Состав и учет расходов на продажу (коммерческие расходы).

Виды расходов на продажу, учет их возникновения и списания. Случаи и способы распределения коммерческих расходов.

24. Порядок ведения, документальное оформление, учет и аудит кассовых операций, денежных документов и переводов пути.

Правила ведения кассовых операций. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет кассовых операций. Учет денежных документов: учет движения путевок; учет проездных документов. Учет переводов в пути.

25. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет операций по расчетным счетам.

Безналичные формы расчетов и их учет. Документальное оформление движения денежных средств на расчетном счете. Аналитический учет операций на расчетном счете. Синтетический учет денежных средств на расчетных и других счетах в банках.

26. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами.

Учет расчетов с подотчетными лицами: документальное оформление, аналитический и синтетический учет расходов на командировки; учет хозяйственных расходов, произведенных через подотчетных лиц. Особенности учета расчетов с подотчетными лицами по загранкомандировкам.

27. Учет расчетов по страховым взносам на социальное страхование.

Учет расчетов по взносам во внебюджетные социальные фонды: ФСС, ФОМС, ПФ, объект обложения, ставки, отчетный период. Документальное оформление расчетов.

28. Учет расчетов с бюджетом по НДС.

НДС: налогооблагаемая база, ставки, сроки уплаты

Отражение в учете о НДС по приобретенным ценностям, работам, услугам. Отражение в учете о НДС по продаже. Возмещение НДС и расчет с бюджетом по налогу. Ведение Книги покупок и Книги продаж. Требования к счетам-фактурам.

29. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Налог на прибыль: налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты

Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль: понятие и случаи возникновения и учет постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активах. Расчет и учет начисленного налога.

30. Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

Налог на имущество: налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты

Учет на счетах бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Порядок расчета авансовых платежей по налогу на имущество.

31. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60)

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по текущим расчетам. Порядок учета авансов выданных.

Учет исполнения обязательств в неденежной форме и прекращения обязательств: прекращение обязательства зачетом; переход права требования к другому лицу и другим.

32. Учет расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62)

Учет расчетов с покупателями и заказчиками по текущим расчетам. Учет расчетов по авансам полученным.

Учет исполнения обязательств в неденежной форме и прекращения обязательств: прекращение обязательства зачетом; переход права требования к другому лицу и другим.

33. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям (счет 73)

Учет расчетов с персоналом по предоставленным займам (под процент и беспроцентный), по расчетам в связи с возмещением материального ущерба (материальная ответственность, документальное оформление факта ущерба, возможность удержать недостачу из заработной платы).

34. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами (счет 76)

Принципы учета и оценки дебиторской и кредиторской задолженности. Исковая давность. Учет расчетов по претензиям. Учет расчетов по имущественному и личному страхованию. Учет расчетов по причитающимся дивидендам.

35. Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности, бухгалтерский учет, их аудит.

Виды кредитов, нормативное регулирование и порядок их учета. Источники уплаты процентов за кредит, отражение в учете. Учет процентов по кредитам и займам, в том числе по инвестиционным кредитам, полученным на строительство, приобретение инвестиционных активов.

Раскрытие информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности.

36. Уставный капитал, порядок его формирования, отражение в учете и отчетности.

Собственный капитал как источник финансирования предприятий. Уставный капитал, учет его формирования и изменений на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. Минимальный размер уставного капитала.

Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал. Учет уменьшения уставного капитала, в том числе в результате аннулирования собственных акций (долей), выкуплен

Наши рекомендации