Психологическая характеристика личности

(письменная контрольная работа по курсу «Основы общей психологии»)

План.

  1. Общие данные об изучаемой личности (возраст, пол, профессия и т.д.);
  2. Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения;
  3. Психологические методы, использованные для исследования изучаемой личности;
  4. Описание типа телосложения и лица изучаемой личности (по Э.Кречмеру, У. Шелдону);
  5. Определить и обосновать эмпирическими данными тип и свойства темперамента (по Гиппократу, Э.Кречмеру и У.Шелдону, И.П.Павлову, К.Г.Юнгу);
  6. Выявить и описать психопатии (если есть) и акцентуации характера изучаемой личности;
  7. Характеристика общих и специальных способностей;
  8. Мотивационная система – доминирующие потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение изучаемого;
  9. Я – концепция: я-образ, самооценка, уровень притязаний, локус контроля;
  10. Выводы: уровень социальной адаптированности и реализованности изучаемой личности; что мешает полностью реализоваться в жизни; ваши рекомендации по коррекции нежелательных свойств.
  11. Список использованной литературы.

ОДИН СЕМЕСТР

Раздел 2. Педагогика

Неделя 1: Предмет, цель и задачи педагогики

Педагогика - наука о воспитании человека. Предмет педагогики. Система педагогических наук. Место педагогики в системе педагогических наук. Дифференциация и интеграция в педагогике. Основные направления исследований проблем в области педагогики.

Неделя 2. Источники и методы научно-педагогических исследований

Основные источники педагогической науки. Методы научно-педагогических исследований. Эмпирические и теоретические методы исследования. Использование в педагогической науке методов социологии и психологии. Методы оценивания (рейтинг), самооценки. Социометрия. Методики применения тестов в педагогике, математические и статические методы исследования в педагогике. Использование технических средств в педагогических исследованиях.

Семинар.«Актуальные проблемы педагогики, методы научно-педагогических исследований».

Литература:

Основная -

Дополнительная -

Неделя 3. Лекция «История развития зарубежной педагогики. Античность и средневековье».Происхождение воспитания в первобытном обществе, педагогическая мысль в древних цивилизациях и в античном мире. Педагогические идеи античных философов Древней Греции и Древнего Рима (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Цицерон). Философские школы. Афинская и Спартанская системы воспитания. Мифология как средство воспитания личности. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания (Сократ).

Воспитание и педагогическая мысль в феодальном обществе. Педагогическое наследие школ Византии. Схоластика. Взгляды на воспитание и система обучения в средние века. Династия Каролингов и ее влияние на формирование светского образования в Западной Европе. Кафедральные, церковно-приходские, гильдейские, цеховые, рыцарские школы. Первые высшие школы Италии. Средневековые университеты.

Неделя 4. Лекция «Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения»

Ведущая роль идей гуманизма в педагогике эпохи Возрождения. Универсализм знаний как принцип педагогики эпохи Возрождения. (Витторино-да-Фильтре, Ф. Рабле, Т. Мор, Э. Роттердамский).

Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Демократическая и гуманистическая направленность его идей, их влияние на развитие педагогики. «Великая дидактика». Классно-урочная система. Возрастная периодизация. Значение педагогической теории Я.А. Коменского. Педагогические взгляды Д. Локка и Р. Оуэна. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.-Г. Песталоцци. Философские и психологические основы педагогики И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.

Неделя 5. Лекция «Педагогическая мысль XIX – XX в.в. Западной Европы» Марксистская теория воспитания. Критика школы и воспитания в буржуазном обществе. Прагматическая педагогика. Концепция «свободного воспитания» личности. Педагогическая деятельность и взгляды Д. Дьюи. Вальдорфская педагогика. Антропософия Р.Штейнера и ее педагогическое значение. Педагогика нового и новейшего времени.

Семинар

Литература:

Основная –

Дополнительная -

Неделя 6 «История развития отечественной педагогики с древних времен доXVII века».Развитие педагогической мысли в Древней Руси. Источники русской народной педагогики и их влияние на духовное развитие современной личности. Цели, задачи, содержание русской церковной педагогики X-XV в.в. Идеалы воспитания в устном народном творчестве и педагогических памятниках России («Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», «Великие Минеи Четии»). Педагогические идеи в литературных памятниках домонгольской Руси. Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Древнерусская учебная литература. Киево-могилянская академия, славяно-греко-латинская академия. Симеон Полоцкий и его идеи о расширении светского образования.

Неделя 7. Лекция. « Развитие педагогической мысли в России в XVIII – Х1Х веках» Педагогические реформы Петра I: особенности и содержание. Светское и духовное образование в России XVIII века. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина.

Семинар.

Литература:

Основная –

Дополнительная -

Неделя 8. «Педагогика в России в Х1Х веке». Педагогическая теория В.Г. Белинского и А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. К.Д. Ушинский – основоположник русской народной педагогики. Педагогическая теория Л.Н. Толстого. Теория свободного воспитания. Сеть высших учебных заведений в дореволюционной России. Петербургский и Московский университеты, Высшие женские курсы. Их роль в развитие русской науки, культуры и педагогики.

Неделя 9. Лекция «Становление и тенденции развития педагогики в XX веке»

Содержание и особенности организации религиозного воспитания на рубеже XIX – XX веков. Источники развития педагогики в советский период. Основные методологические принципы марксистско-ленинской теории образования и воспитания. Педология и её развитие: П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, М.Я. Басов и др. Роль выдающихся русских философов (Н.Ильин, Н.Бердяев, В.Соловьев, Г.Федотов, Д.Мережковский, И.Лосский, В.Розанов) в развитии педагогической науки, духовных идеалов личности. Роль А.В.Луначарского и Н.К.Крупской в развитии советской системы народного образования. Коллективизм как основной принцип советской педагогики. Педагогические идеи в трудах С.Т.Шацкого. Педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Критика сталинизма в педагогике советского периода. Современные реформы в сфере образования, Болонское соглашение.

Семинар

. Литература:

Основная –

Дополнительная –

Неделя 10. Лекция «Педагогика как наука и искусство».Педагогика в широком смысле как наука и в узком как искусство воспитания. Выдающиеся педагоги и деятели культуры о искусстве воспитания. Педагогическое искусство как единство гражданственности и высокого профессионализма. Природа педагогического таланта. Синтез научных знаний и интуиции в педагогической деятельности. Н.О.Лосский о чувственной и нечувственной интуиции. Искусство и наука общения и управления своими эмоциями в работе преподавателя вуза.

Неделя 11. Лекция «Проблема взаимоотношений коллектива и личности в педагогике»

Взаимодействие коллектива и личности: подходы к решению проблемы. Теория малых групп. Общее понятие о коллективе. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Типы коллективов. Структура учебного коллектива. Этапы формирования учебного коллектива. Методы воспитания и сплоченности коллектива.

Социально-психологическая диагностика коллектива. Методы изучения взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе: метод выбора партнера, особенности применения его в вузе. Проблема лидерства в коллективе. Направленность личности учащегося. Влияние направленности личности учащегося на систему межличностных отношений в коллективе.

Семинар

Литература:

Основная –

Дополнительная –

Неделя 12 Лекция «Общие основы теории воспитания». Закономерности, принципы процесса воспитания и методы формирования целостной личности. Сущность процесса воспитания. Стили и модели воспитания. Закономерные связи между умственным, трудовым, нравственным, эстетическим, экологическим и физическим воспитанием. Современные педагогические концепции воспитания. Концепция целостного процесса воспитания: историко-теоретический анализ Понятия «разносторонность», «всесторонность», «гармоничность», «целостность». Взаимосвязь понятий «целостная личность» и «целостный процесс. Поликультурное воспитание личности в современных условиях как путь духовного обновления общества. Культура личности и пути ее формирования в современных условиях. Проблема взаимосвязи самовоспитания с воспитанием, образованием, развитием личности учащегося. Понятия «самовоспитание» и «самоусовершенствование» личности.

Неделя 13 Лекция «Принципы и методы воспитания» Характеристика основных принципов воспитания: целенаправленность процесса воспитания и его общественная значимость; связь воспитания с жизнью; личностный подход; опора на положительное в воспитуемом; сочетание требовательности и уважения к личности, единства действий воспитателей. Взаимосвязь принципов воспитания. Учет закономерностей и специфики руководства принципами воспитания в условиях учебно-воспитательного процесса.

Общее понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания в современной педагогике. Методы убеждения или формирования сознания личности: этическая беседа, лекция, диспут (дискуссия), пример, прямое и косвенное воздействие.

Методы организации деятельности и поведения: педагогическое требование, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поручение, игра, общественное мнение.

Взаимосвязь методов воспитания.

Семинар «Личность как предмет воспитания»

Литература:

Основная –

Дополнительная –

Неделя 14. Лекция «Общие основы дидактики» Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: образование, обучение, учение, преподавание, самообразование. Дифференциация и интеграция в дидактике. Характеристика принципов обучения: , их классификация и сравнительный анализ. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обучения.

Критерии отбора учебного материала. Механизмы освоения знаний, умений и навыков. Соответствие содержания образования современным требованиям социального, культурного и научно-технического прогресса. Тенденции развития содержания образования. Учебные планы, программ, государственный образовательный стандарт в образовании. Специфика содержания образования в учебных заведениях культуры.

Общие понятия о методе обучения. Назначение и функции методов обучения. Метод и приём. Классификация методов обучения. Характеристика методов обучения. Активные методы обучения: педагогическая игра, учебная дискуссия, педагогическая задача, творческое задание. Методы проблемного обучения. Специальный выбор методов и средств обучения в зависимости от дидактических задач, содержания учебного материала, реальных возможностей студентов и условий обучения.

Понятия об организационных формах обучения. Классно-урочная система обучения, её характеристика. Классификация организационных форм обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации обучения. Урок, лекция, семинары, практические формы обучения. Самостоятельная работа учащихся.

Неделя 15. Лекция «Теоретические и практические основы педагогического мастерства». Педагогическое мастерство как синтез теоретических знаний, практических умений. Проблема личности учителя в теории и практике педагогики. Сущность и содержание «педагогического мастерства». Стандарт и творчество. Повторяемость и не повторяемость в педагогическом мастерстве. Пути совершенствования педагогического мастерства. Новаторство и передовой опыт в процессе становления педагога-мастера. Педагогическая техника и культура преподавателя. Культура педагогического поведения. Самовыражение и саморегуляция.

Проблемы педагогической техники в зарубежной педагогике.

Этические принципы в системе общечеловеческих ценностей. Активная жизненная позиция преподавателя в утверждении нравственных норм жизни.

Педагогический такт как соблюдение преподавателем принципа меры в общении с учащимися. Способы и приёмы развития педагогических способностей. Роль преподавателя в жизни общества, его авторитет. Престиж педагогической профессии как одно из условий развития духовной культуры общества.

Семинар.

Литература:

Основная –

Дополнительная –

Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике

История педагогики

32. Педагогическая мысль в античный период. Спартанская и Афинская школы.

33. Идеи о воспитании античных философов Древней Греции и Древнего Рима.

34. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания.

35. Система обучения в средние века. Схоластика: содержание и особенности.

36. Становление и развитие университетского образования в Западной Европе.

37. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.

38. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ф. Рабле.

39. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Дж. Локк

40. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ж.-Ж. Руссо.

41. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Г.Песталоцци

42. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: А.Дистервег.

43. Педагогические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса

44. Особенности и содержание вальдорфской педагогики.

45. Антропософия Р. Штейнера и её воспитательное значение.

46. Развитие педагогической мысли в Древней Руси: источники, традиции воспитания.

47. Литературно-педагогические памятники России. Древнерусская учебная литература.

48. Особенности и содержание педагогической мысли в России X-XVII вв.

49. Русская педагогика XVIII века: реформы Петра I и их историческое значение.

50. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова: синтез европейской и русской науки.

51. Светское и духовное воспитание в России в XIX веке: выдающиеся педагоги, их концепции и идеи.

52. Педагогические теории В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова ( по выбору ).

53. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского .

54. Концепция свободного воспитания личности в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого.

55. Реорганизация системы образования в послереволюционный период (после 1917 г.)

56. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.

57. Педагогические идеи А.С. Макаренко и их современная оценка.

58. Выдающиеся педагоги ХХ века, их основные идеи взгляды. ( С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд.

59. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского .

60. Педагогическая деятельность педагогов – новаторов: М.Щетинин, И.Волков и др.

61. Педагогика на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

62. Современные реформы в системе образования: цель, задачи, содержание. (Болонское соглашение)

Теория педагогики

31. Предмет, задачи и основные категории педагогики.

32. Личность как предмет воспитания.

33. Цели воспитания в современной педагогике, особенности, содержание.

34. Характеристика закономерностей воспитания.

35. Характеристика принципов воспитания.

36. Современные педагогические концепции теории воспитания, методики и технологии.

37. Отечественные и зарубежные теории воспитания: сравнительный анализ.

38. Особенности и содержание нравственного воспитания личности.

39. Основные закономерности и принципы воспитания.

40. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях

41. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

42. Семейное воспитание: принципы и содержание.

43. Формы и методы организации учебно-воспитательногоьпроцесса.

44. Активные и проблемные методы обучения.

45. Традиционные и новые технологии обучения, их применение.

46. Педагогические проблемы самообразования и руководства самостоятельной работой учащихся.

47. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

48. Теоретические и практические основы педагогического мастерства.

49. Проблема авторитета и авторитарности в педагогике.

50. Образование как система, процесс, результат, ценность.

51. Современные образовательные реформы. Болонское соглашение

52. Гос. стандарт: направленность, цели, задачи, содержание.

53. Коллектив и личность: особенности взаимодействия, методы изучения.

54. Становление мировоззрения личности в процессе ее обучения.

55. Методологические основы современных педагогических исследований.

56. Критерии актуальности и новизны педагогического исследования.

57. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

58. Единство логического и исторического в педагогическом исследовании.

59. Методы психодиагностики и их применение в педагогической науке.

60. Соотношение теории истории, методики в педагогическом исследовании.

Наши рекомендации