Психологическая характеристика личности
(письменная контрольная работа по курсу «Основы общей психологии»)
План.
- Общие данные об изучаемой личности (возраст, пол, профессия и т.д.);
- Мотивы выбора данной личности в качестве объекта изучения;
- Психологические методы, использованные для исследования изучаемой личности;
- Описание типа телосложения и лица изучаемой личности (по Э.Кречмеру, У. Шелдону);
- Определить и обосновать эмпирическими данными тип и свойства темперамента (по Гиппократу, Э.Кречмеру и У.Шелдону, И.П.Павлову, К.Г.Юнгу);
- Выявить и описать психопатии (если есть) и акцентуации характера изучаемой личности;
- Характеристика общих и специальных способностей;
- Мотивационная система – доминирующие потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение изучаемого;
- Я – концепция: я-образ, самооценка, уровень притязаний, локус контроля;
- Выводы: уровень социальной адаптированности и реализованности изучаемой личности; что мешает полностью реализоваться в жизни; ваши рекомендации по коррекции нежелательных свойств.
- Список использованной литературы.
ОДИН СЕМЕСТР
Раздел 2. Педагогика
Неделя 1: Предмет, цель и задачи педагогики
Педагогика - наука о воспитании человека. Предмет педагогики. Система педагогических наук. Место педагогики в системе педагогических наук. Дифференциация и интеграция в педагогике. Основные направления исследований проблем в области педагогики.
Неделя 2. Источники и методы научно-педагогических исследований
Основные источники педагогической науки. Методы научно-педагогических исследований. Эмпирические и теоретические методы исследования. Использование в педагогической науке методов социологии и психологии. Методы оценивания (рейтинг), самооценки. Социометрия. Методики применения тестов в педагогике, математические и статические методы исследования в педагогике. Использование технических средств в педагогических исследованиях.
Семинар.«Актуальные проблемы педагогики, методы научно-педагогических исследований».
Литература:
Основная -
Дополнительная -
Неделя 3. Лекция «История развития зарубежной педагогики. Античность и средневековье».Происхождение воспитания в первобытном обществе, педагогическая мысль в древних цивилизациях и в античном мире. Педагогические идеи античных философов Древней Греции и Древнего Рима (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Цицерон). Философские школы. Афинская и Спартанская системы воспитания. Мифология как средство воспитания личности. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания (Сократ).
Воспитание и педагогическая мысль в феодальном обществе. Педагогическое наследие школ Византии. Схоластика. Взгляды на воспитание и система обучения в средние века. Династия Каролингов и ее влияние на формирование светского образования в Западной Европе. Кафедральные, церковно-приходские, гильдейские, цеховые, рыцарские школы. Первые высшие школы Италии. Средневековые университеты.
Неделя 4. Лекция «Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения»
Ведущая роль идей гуманизма в педагогике эпохи Возрождения. Универсализм знаний как принцип педагогики эпохи Возрождения. (Витторино-да-Фильтре, Ф. Рабле, Т. Мор, Э. Роттердамский).
Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Демократическая и гуманистическая направленность его идей, их влияние на развитие педагогики. «Великая дидактика». Классно-урочная система. Возрастная периодизация. Значение педагогической теории Я.А. Коменского. Педагогические взгляды Д. Локка и Р. Оуэна. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.-Г. Песталоцци. Философские и психологические основы педагогики И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.
Неделя 5. Лекция «Педагогическая мысль XIX – XX в.в. Западной Европы» Марксистская теория воспитания. Критика школы и воспитания в буржуазном обществе. Прагматическая педагогика. Концепция «свободного воспитания» личности. Педагогическая деятельность и взгляды Д. Дьюи. Вальдорфская педагогика. Антропософия Р.Штейнера и ее педагогическое значение. Педагогика нового и новейшего времени.
Семинар
Литература:
Основная –
Дополнительная -
Неделя 6 «История развития отечественной педагогики с древних времен доXVII века».Развитие педагогической мысли в Древней Руси. Источники русской народной педагогики и их влияние на духовное развитие современной личности. Цели, задачи, содержание русской церковной педагогики X-XV в.в. Идеалы воспитания в устном народном творчестве и педагогических памятниках России («Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», «Великие Минеи Четии»). Педагогические идеи в литературных памятниках домонгольской Руси. Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Древнерусская учебная литература. Киево-могилянская академия, славяно-греко-латинская академия. Симеон Полоцкий и его идеи о расширении светского образования.
Неделя 7. Лекция. « Развитие педагогической мысли в России в XVIII – Х1Х веках» Педагогические реформы Петра I: особенности и содержание. Светское и духовное образование в России XVIII века. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина.
Семинар.
Литература:
Основная –
Дополнительная -
Неделя 8. «Педагогика в России в Х1Х веке». Педагогическая теория В.Г. Белинского и А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. К.Д. Ушинский – основоположник русской народной педагогики. Педагогическая теория Л.Н. Толстого. Теория свободного воспитания. Сеть высших учебных заведений в дореволюционной России. Петербургский и Московский университеты, Высшие женские курсы. Их роль в развитие русской науки, культуры и педагогики.
Неделя 9. Лекция «Становление и тенденции развития педагогики в XX веке»
Содержание и особенности организации религиозного воспитания на рубеже XIX – XX веков. Источники развития педагогики в советский период. Основные методологические принципы марксистско-ленинской теории образования и воспитания. Педология и её развитие: П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, М.Я. Басов и др. Роль выдающихся русских философов (Н.Ильин, Н.Бердяев, В.Соловьев, Г.Федотов, Д.Мережковский, И.Лосский, В.Розанов) в развитии педагогической науки, духовных идеалов личности. Роль А.В.Луначарского и Н.К.Крупской в развитии советской системы народного образования. Коллективизм как основной принцип советской педагогики. Педагогические идеи в трудах С.Т.Шацкого. Педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Критика сталинизма в педагогике советского периода. Современные реформы в сфере образования, Болонское соглашение.
Семинар
. Литература:
Основная –
Дополнительная –
Неделя 10. Лекция «Педагогика как наука и искусство».Педагогика в широком смысле как наука и в узком как искусство воспитания. Выдающиеся педагоги и деятели культуры о искусстве воспитания. Педагогическое искусство как единство гражданственности и высокого профессионализма. Природа педагогического таланта. Синтез научных знаний и интуиции в педагогической деятельности. Н.О.Лосский о чувственной и нечувственной интуиции. Искусство и наука общения и управления своими эмоциями в работе преподавателя вуза.
Неделя 11. Лекция «Проблема взаимоотношений коллектива и личности в педагогике»
Взаимодействие коллектива и личности: подходы к решению проблемы. Теория малых групп. Общее понятие о коллективе. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Типы коллективов. Структура учебного коллектива. Этапы формирования учебного коллектива. Методы воспитания и сплоченности коллектива.
Социально-психологическая диагностика коллектива. Методы изучения взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе: метод выбора партнера, особенности применения его в вузе. Проблема лидерства в коллективе. Направленность личности учащегося. Влияние направленности личности учащегося на систему межличностных отношений в коллективе.
Семинар
Литература:
Основная –
Дополнительная –
Неделя 12 Лекция «Общие основы теории воспитания». Закономерности, принципы процесса воспитания и методы формирования целостной личности. Сущность процесса воспитания. Стили и модели воспитания. Закономерные связи между умственным, трудовым, нравственным, эстетическим, экологическим и физическим воспитанием. Современные педагогические концепции воспитания. Концепция целостного процесса воспитания: историко-теоретический анализ Понятия «разносторонность», «всесторонность», «гармоничность», «целостность». Взаимосвязь понятий «целостная личность» и «целостный процесс. Поликультурное воспитание личности в современных условиях как путь духовного обновления общества. Культура личности и пути ее формирования в современных условиях. Проблема взаимосвязи самовоспитания с воспитанием, образованием, развитием личности учащегося. Понятия «самовоспитание» и «самоусовершенствование» личности.
Неделя 13 Лекция «Принципы и методы воспитания» Характеристика основных принципов воспитания: целенаправленность процесса воспитания и его общественная значимость; связь воспитания с жизнью; личностный подход; опора на положительное в воспитуемом; сочетание требовательности и уважения к личности, единства действий воспитателей. Взаимосвязь принципов воспитания. Учет закономерностей и специфики руководства принципами воспитания в условиях учебно-воспитательного процесса.
Общее понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания в современной педагогике. Методы убеждения или формирования сознания личности: этическая беседа, лекция, диспут (дискуссия), пример, прямое и косвенное воздействие.
Методы организации деятельности и поведения: педагогическое требование, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поручение, игра, общественное мнение.
Взаимосвязь методов воспитания.
Семинар «Личность как предмет воспитания»
Литература:
Основная –
Дополнительная –
Неделя 14. Лекция «Общие основы дидактики» Понятие о дидактике. Основные категории дидактики: образование, обучение, учение, преподавание, самообразование. Дифференциация и интеграция в дидактике. Характеристика принципов обучения: , их классификация и сравнительный анализ. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обучения.
Критерии отбора учебного материала. Механизмы освоения знаний, умений и навыков. Соответствие содержания образования современным требованиям социального, культурного и научно-технического прогресса. Тенденции развития содержания образования. Учебные планы, программ, государственный образовательный стандарт в образовании. Специфика содержания образования в учебных заведениях культуры.
Общие понятия о методе обучения. Назначение и функции методов обучения. Метод и приём. Классификация методов обучения. Характеристика методов обучения. Активные методы обучения: педагогическая игра, учебная дискуссия, педагогическая задача, творческое задание. Методы проблемного обучения. Специальный выбор методов и средств обучения в зависимости от дидактических задач, содержания учебного материала, реальных возможностей студентов и условий обучения.
Понятия об организационных формах обучения. Классно-урочная система обучения, её характеристика. Классификация организационных форм обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации обучения. Урок, лекция, семинары, практические формы обучения. Самостоятельная работа учащихся.
Неделя 15. Лекция «Теоретические и практические основы педагогического мастерства». Педагогическое мастерство как синтез теоретических знаний, практических умений. Проблема личности учителя в теории и практике педагогики. Сущность и содержание «педагогического мастерства». Стандарт и творчество. Повторяемость и не повторяемость в педагогическом мастерстве. Пути совершенствования педагогического мастерства. Новаторство и передовой опыт в процессе становления педагога-мастера. Педагогическая техника и культура преподавателя. Культура педагогического поведения. Самовыражение и саморегуляция.
Проблемы педагогической техники в зарубежной педагогике.
Этические принципы в системе общечеловеческих ценностей. Активная жизненная позиция преподавателя в утверждении нравственных норм жизни.
Педагогический такт как соблюдение преподавателем принципа меры в общении с учащимися. Способы и приёмы развития педагогических способностей. Роль преподавателя в жизни общества, его авторитет. Престиж педагогической профессии как одно из условий развития духовной культуры общества.
Семинар.
Литература:
Основная –
Дополнительная –
Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике
История педагогики
32. Педагогическая мысль в античный период. Спартанская и Афинская школы.
33. Идеи о воспитании античных философов Древней Греции и Древнего Рима.
34. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания.
35. Система обучения в средние века. Схоластика: содержание и особенности.
36. Становление и развитие университетского образования в Западной Европе.
37. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.
38. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ф. Рабле.
39. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Дж. Локк
40. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ж.-Ж. Руссо.
41. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Г.Песталоцци
42. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: А.Дистервег.
43. Педагогические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса
44. Особенности и содержание вальдорфской педагогики.
45. Антропософия Р. Штейнера и её воспитательное значение.
46. Развитие педагогической мысли в Древней Руси: источники, традиции воспитания.
47. Литературно-педагогические памятники России. Древнерусская учебная литература.
48. Особенности и содержание педагогической мысли в России X-XVII вв.
49. Русская педагогика XVIII века: реформы Петра I и их историческое значение.
50. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова: синтез европейской и русской науки.
51. Светское и духовное воспитание в России в XIX веке: выдающиеся педагоги, их концепции и идеи.
52. Педагогические теории В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова ( по выбору ).
53. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского .
54. Концепция свободного воспитания личности в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого.
55. Реорганизация системы образования в послереволюционный период (после 1917 г.)
56. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.
57. Педагогические идеи А.С. Макаренко и их современная оценка.
58. Выдающиеся педагоги ХХ века, их основные идеи взгляды. ( С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд.
59. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского .
60. Педагогическая деятельность педагогов – новаторов: М.Щетинин, И.Волков и др.
61. Педагогика на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
62. Современные реформы в системе образования: цель, задачи, содержание. (Болонское соглашение)
Теория педагогики
31. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
32. Личность как предмет воспитания.
33. Цели воспитания в современной педагогике, особенности, содержание.
34. Характеристика закономерностей воспитания.
35. Характеристика принципов воспитания.
36. Современные педагогические концепции теории воспитания, методики и технологии.
37. Отечественные и зарубежные теории воспитания: сравнительный анализ.
38. Особенности и содержание нравственного воспитания личности.
39. Основные закономерности и принципы воспитания.
40. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
41. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».
42. Семейное воспитание: принципы и содержание.
43. Формы и методы организации учебно-воспитательногоьпроцесса.
44. Активные и проблемные методы обучения.
45. Традиционные и новые технологии обучения, их применение.
46. Педагогические проблемы самообразования и руководства самостоятельной работой учащихся.
47. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
48. Теоретические и практические основы педагогического мастерства.
49. Проблема авторитета и авторитарности в педагогике.
50. Образование как система, процесс, результат, ценность.
51. Современные образовательные реформы. Болонское соглашение
52. Гос. стандарт: направленность, цели, задачи, содержание.
53. Коллектив и личность: особенности взаимодействия, методы изучения.
54. Становление мировоззрения личности в процессе ее обучения.
55. Методологические основы современных педагогических исследований.
56. Критерии актуальности и новизны педагогического исследования.
57. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
58. Единство логического и исторического в педагогическом исследовании.
59. Методы психодиагностики и их применение в педагогической науке.
60. Соотношение теории истории, методики в педагогическом исследовании.