Индивидуально-психологическая характеристика личности

«Познай себя!» – говорили древние, но и о других также неплохо было бы кое-что узнать, об их интеллектуальных способностях, памяти, внимании, мышлении или как поведет себя человек в той или иной ситуации, об их основных психологических свойствах (направленности личности, темпераменте, характере, способностях) и состояниях.

Таким образом, особо актуальной остается задача повышения психологической грамотности всех и каждого. Один из путей решения этой важной задачи – активное психологическое самообразование. Некоторый минимум психологической грамотности дается студентам нашего вуза в ходе изучения предмета «Психология и педагогика».

Студенты старших курсов в своих предложениях, замечаниях и пожеланиях по проведению теоретической части(в ходе лекций) ипрактической части (в ходе выполнения тестов и выступлений с докладами на семинарских занятиях, самостоятельной работы) отмечали и предлагали много интересного как в ходе планирования предмета, так и его проведения (читать его на более ранних курсах и больше времени отвести на этот предмет, особенно на проведение практических занятий; желательно максимально использовать видеокомпьютерные средства обучения; расширить и углубить изучение курса, особенно в таких вопросах, как взаимодействие между людьми в коллективах; как вести себя руководителю с подчиненными; как разрешать различные споры, конфликты; как применять знания, полученные на занятиях по предмету, в повседневной жизни; как использовать достоинства своего типа характера и с чем нужно бороться; более глубоко рассматривать психологию личности, ее направленность; в ходе тестирования много нового узнаем о себе; желательно вести карточки на каждого студента, где записывать его индивидуально-психологические характеристики, и т.д.). Эти пожелания и предложения студентов - интересный и полезный материал для совершенствования педагогического мастерства каждого преподавателя.

Из педагогики известно, что теоретическая часть предмета, ее содержание лучше воспринимается, запоминается, сохраняется и воспроизводится в ходе проведения практических занятий (семинары, лабораторные работы и др.).

Так, в ходе практических занятий по предмету «Психология и педагогика» каждый студент обязан сделать выступление по одной из изучаемых тем и составить индивидуально-психологическую характеристику своей личности, выполнив одиннадцать тестов. На рис.2 представлена в виде таблицы структура индивидуально-психологической характеристики личности, включающей результаты выполнения тестов, определяющих как потенциальные способности личности (внимание, память, мышление), так и ее психологические свойства и состояния (направленность личности, темперамент и характер). Но психика каждого человека с возрастом развивается, естественно, как отмечал Л.С.Выготский, тест может фиксировать только достигнутый уровень в развитии.



Индивидуально-психологическая характеристика личности - student2.ru

Рис.2.

Несколько слов о «студенте». Это слово латинского происхождения, в переводе на русский означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. «овладевающий знаниями». Как человек определенного возраста (18-22 года) и как личность студент характеризуется с трех сторон:

· с психологической (психические процессы, свойства и состояния личности). Здесь главное – психические свойства (направленность личности, темперамент, характер, способности). Они в первую очередь определяют, как протекают и формируются психические процессы, как возникают психические состояния (аффект, фрустрация);

· с социальной (общественные отношения, качества, которые определяются принадлежностью студента к определенной социальной группе, нации и т.д.);

· с биологической(определение типа высшей нервной деятельности, инстинктов, строение анализаторов, телосложение, черты лица, рост и т.д.), что предопределено наследственностью и врожденными задатками.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших «типовых» результатов - это переход наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера. И самое главное, что в этом возрасте студент овладевает всем комплексом социальных ролей взрослого человека. В этом возрасте начинается и «экономическая активность» студентов (т.е. включение в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии, создание собственной семьи). Этот возраст, как отмечают психологи, - центральный период становления характера и интеллекта.

В ходе практических занятий по предмету «Психология и педагогика» студенты отрабатывают тесты Шульте и Горбова («Внимание»); объем кратко

временной зрительной памяти, узнавание фигур, кратковременная образная память («Память»); сложные аналогии, выделение существенных признаков, числовые ряды («Мышление»); определение направленности личности; флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник – кто Вы? («Темперамент», по методике Айзенка); что Вы знаете о себе, или Различные стороны вашей личности («Характер», опросник Шмишека).

В студенческом возрасте роль фактора внимания – это ключ к успеху в будущей деятельности по выбранной специальности. По данным Б.Г.Ананьева [5, с.113] в студенческом возрасте от 18 до 21 года фактор внимания занимает четвертое место, уступая факторам памяти, мышления и восприятия, а в 20-25 лет – уже второе. Возраст 18-21 год характеризуется наименьшим объемом внимания. Устойчивость внимания повышается с 22 лет – это свидетельствует о возможности целенаправленной работы над организацией внимания студентов в учебном процессе.

Как улучшить память, в чем причины плохого запоминания? Многие проблемы, вроде бы связанные с памятью, - это проблемы не столько памяти, сколько внимания. В долговременной памяти сохраняются образы, а чтобы их в ходе занятий создавать, необходимо внимание, которое, как известно, имеет колебательную природу, с периодом колебаний от 2 до 12 сек. (непроизвольное внимание). Следовательно, для создания образов необходимо удерживать внимание, т.е. включать волевую регуляцию.

Улучшению способности длительное время сохранять состояние внимания, не отвлекаясь и не ослабляя его, помогают тесты Шульте и Горбова. С помощью теста «Таблицы Шульте» можно определить, а в дальнейшем при повторном их выполнении и тренировать устойчивость внимания. Тест представляет собой пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Практические занятия показали, что большинство студентов этот тест выполняют хорошо не сразу, а после нескольких тренировок. Он хорош еще и тем, что с его помощью можно определить не только эффективность работы, но и такие параметры, как степень врабатываемости (т.е. как испытуемый готов сразу к выполнению основной работы, или же требуется отдых), психическая устойчивость к выполнению заданной работы. Более успешно выполняется тест Горбова(«Красно-черная таблица»), с помощью которого оцениваются переключение и распределение внимания.

Следующие три теста отрабатываются в ходе изучения темы «Память». Это методика исследования объема кратковременной зрительной памяти. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы из 12 двузначных чисел.

Четвертый тест – «Узнавание фигур». Предварительно я всегда рекомендую студентам в ходе запоминания учебного материала делать краткие записи, поскольку узнавание примерно в 25 раз эффективнее припоминания.Если испытуемому предложить вспомнить элементы списка, а затем проводить тест на узнавание, то оказывается, что он узнает многие из тех элементов, которые не мог припомнить.

В следующем тесте – «Образная память» – изучается кратковременная образная память. Все три теста по теме «память», как правило, студентами выполняются с хорошими результатами. А это говорит о том, что имея хорошую зрительную память, необходимо максимально ее использовать в ходе учебных занятий в процессе заучивания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Выполнение тестов по теме «Мышление» направлено на выяснение того, насколько студентам доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей, определяющих потенциальные способности личности («Сложные аналогии»); исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных («Выделение существенных признаков»); исследования логического аспекта математического мышления («Числовые ряды»). Анализ результатов тестов на мышление показывает, что у некоторых студентов преобладает степень конкретного мышления над абстрактным, развитию которого придается особое значение в ходе всей учебы в университете.

Тесты на психологические свойства и состояния (способности, направленность личности, темперамент и характер) требуют хорошей предварительной подготовки, так как довольно сложны в обработке и интерпретации. Главное в ходе их отработки студенты должны четко понимать различия и общее между темпераментом и характером, что темперамент выражает отношение человека к происходящим вокруг него событиям; характер же выявляется в действии - активном, целеустремленном, нерешительном, покорном, подражательном и т.д.

Таким образом, с помощью представленных тестов по основным темам предмета «Психология и педагогика» студенты учатся составлять достаточно полную картину об особенностях своей личности, проводить анализ своих результатов и самим их оценивать, а преподаватель оценивает в ходе зачетов и экзаменов только знание методики выполнения вышеперечисленных тестов, но не их результаты.

Итоговая таблица индивидуально–психологической характеристики личности представлена на рис.3 .

Индивидуально-психологическая характеристика личности - student2.ru

Рис.3. Структурно-логическая схема (СЛС) темы №2.

Примечание:

1. Каждая учебная тема каждого раздела сопровождается структурно-логической схемой (СЛС) в текстовой части КУ и аналогичной электронной структурно-логической схемой (ЭСЛС) в компьютерной части КУ. СЛС (ЭСЛС) учебных тем отражают выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала темы. Каждая ЭСЛС учебной темы, как и ЭЛОС учебного раздела КУ, включает гиперокна по количеству вопросов, изучаемых в теме.

2. Лист основного содержания (ЛОС)и его электронный аналог (ЭЛОС) представляют собой систему графических листов (компьютерных кадров или слайдов), объединенных программой, которая раскрывает краткое содержание и последовательность изложения входящих в программу учебных элементов с указанием существующих между ними смысловых и логических связей.

3. Работа с гиперокнами ЭСЛС КУ такая же, как и с гиперокнами ЭЛОС. Каждый номер учебного вопроса темы охвачен гиперокном; кроме того, в каждой ЭСЛС имеется гиперокно "ТЕМА", при входе в которое указываются: учебная литература по теме занятия, вопросы к семинарскому занятию, а также темы для выступлений и рефератов. Для этого надо совместить курсор "Мыши" с гиперокном и нажать клавишу Enter или ЛМ.

Контрольные вопросы

1. Какие методы психологических исследований вы знаете?

2. Что такое тест? Какие бывают тесты?

3. Какие методы входят в состав группы эмпирических методов?

4. Какой метод является основным в группе эмпирических методов?

5. При каких условиях можно назвать метод наблюдения научным?

Рекомендуемая литература

1. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 195с.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер. 2000, с.17-22. ил. (Серия «Учебник нового века»).

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2002, с.12-38. ил. (Серия «Учебник нового века»).

4. Агафонов А.В. Психология и педагогика: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2000, с.3-8.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия».- Ростов н/Д.: «Феникс»,2000.-544с.

6. Агафонов А.В.* Психология и педагогика: Компьютерный психологический практикум (Пособие к практическим занятиям) - М.: МГТУ ГА, 2001. - 56с.

Наши рекомендации