Психологическая структура личности. Психологическая сторона личности отражает специфику функ­ционирования еепсихических процессов, свойств

Психологическая сторона личности отражает специфику функ­ционирования еепсихических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы— психические явления, обеспечивающие пер­вичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действи­тельности.

Психические свойства— наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведе­ния и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства лично­сти: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния— уровень работоспособности и качества фун­кционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психические образования— психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно зна­чимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрениеличности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые ста­ли ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный обликличности — система ее представлений о морали, от­ражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия иповедение в обществе.

Нравственный обликличности — устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности отражает се ос­новные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям— совокупность проявлений индивидуаль­но- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные ролиличности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особен­ностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.

Социальные позицииличности — взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими людьми.

Социальные установкиличности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

Направленность личности.

Человек — это общественное существо, неразрывно связанное с соци­альной средой, в которой оно живет и без которой не может существовать. Все необходимое человек получает от общества в результате своей целенап­равленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них проявляются также и свойственные личности отношения, сложив­шиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведениюв данной социаль­ной среде, в частности.

Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смыл ее действий и поведения.

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Потребностиличности — это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивыличности — те внутренние силы, которые связаны с потребно­стями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение— сложившаяся у личности система убеждений, взгля­дов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутрен­ним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установкиличности — это ее внутренняя настроенность на осуществ­ление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в каче­стве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: определять устойчивый характер протекания деятельности; освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Цели- это наиболее значимые для личности предметы, явления, зада­чи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.

Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Наши рекомендации