Раскройте сущность понятия «дислексия» и охарактеризуйте проявление этих неспособностей в учебной деятельности.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Виды:

Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также:
- побуквенное чтение;
- искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

40. Ваше понимание педагогической психологии как научной дисциплины. Опишите Вашу траекторию становления педагогической психологии как науки

41. Пользуясь теорией формирования умственных действий, приведите пример развитие какого-либо учебного умения. Оформите эту работу в форме алгоритма (с конкретными названиями этапов)

Учебное умение – правописание, отсутствие грамматических ошибок.

1. Создание мотивации – ребенок мотивируется различными факторами, как-то: хорошие оценки, развитие собственно правописания и т.д.

2. Составление схемы ООД – правила, на которые ребенок совершает ошибки, выписываются на карточки в определенной последовательности, зависящей от задания.

3. Выполнение реальных действий – ребенок вслух читает каждое правило и применяет его к заданиям в порядке очередности, попутно заучивая правила.

4. Проговаривание вслух описаний реального действия, отказ от ООД – ребенок, выучив правила, проговаривает их вслух при выполнении задания.

5. Проговаривание про себя – ребенок, выполняя задания, проговаривает про себя правила.

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – полностью запомнив и осознав правила, ребенок способен применять их «в свернутом и погруженном виде», т.е., никоим образом не проговаривая и не осознавая мысленно.

42. В соответствии с известной вам типологией ориентировочной основы действия (ООД) опишите его содержание на конкретном примере (написание букв, цифр, рисование и т.п.)

ООД – ориентировочная основа действий, термин введен П.Я. Гальпериным.

Суть: ООД – опорная система условий при выполнении действий.

Пример: лабораторная по физике, тема – электрические цепи.

1. Показ исходных данных, образа конечного продукта и исполнительной части действия – учащимся даются элементы цепи, чертеж конечного результата и показывается, как соединить элементы между собой. В данном случае действие часто бывает с ошибками из-за незнания правил соединения.

2. Показ исходных данных, образа конечного продукта и полного алгоритма деятельности применимо к данной конкретной ситуации – учащимся даются элементы цепи, чертеж конечного результата и объясняется, как соединить цепь именно в данном конкретном случае. В итоге эту цепь учащиеся, скорее всего, соберут верно, но нет гарантии, что другой случай они сделают так же безошибочно.

3. Пояснение обобщенного алгоритма действий, обобщенных ориентиров, принципов их формирования – учащимся объясняется общий принцип сборки электрических цепей и соединения их элементов. Учащиеся получают знание о том, как собрать любую электрическую цепь вне зависимости от количества элементов и вида конечного результата.

Наши рекомендации