Раскройте сущность понятия «внимание». Назовите и охарактеризуйте виды внимания (1. непроизвольное; 2. произвольное; 3. послепроизвольное)

Внимание — избирательная направленность объект и сосредоточенность психологической деятельности.

Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. виды внимания:Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Виды:

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

-непроизвольное. Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

Неожиданность раздражителя.

Относительная сила раздражителя.

Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

Контрастность предметов или явлений.

-произвольное внимание:

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание:

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

26)Назовите и охарактеризуйте свойства внимания (УКРОП: 1. устойчивость, 2. концентрация, 3. распределение, 4. объем, 5. переключение).

Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания на опред. объекте.

Основные св-ва вним.:

Сосредоточенность – это удержание вним-я на одном объекте или одной деятель. при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность вним-я обычно связанна с глубоким интересом к деятельности.

Устойчивость – длит. удержание вним-я. на предмете или какой-либо деятельности. Устойчивое внимание - вним-е, способное в течении длит. времени оставаться неприрывно сосредо-ым. на одном предмете или на одной и той же работе.

Люди со слабой нерв. сист. Довольно быстро утомл-ся. Физич. Нездоровый человек характ. неустойчивым вниманием. При наличии раздражителей внимание колеблется, станов. недостаточно устойчивым.

Объём- это кол-во объектов,которые охватываются вниманием одновременно. Объём у взрослых от 4 до 6, у школьн.(в зависимости от возраста)от 2до 5 объектов.

Обём внимания важно учит-ть во мн. обл. в жизни:наприм. создатель рекламы стремится что бы его реклама запомнилась любом прохожему,для этого реклама не должна содержать более 5 слов. Если больше-то надо выделить насколько ярко(напр. 4).

Распределение-умение выполн более 2х видов деятельн.,удерживая на них своё вним-е.внимание может распределятся между 2 или неск. разными видами деят-и. Наприм: студент слушает и записывает.

Переключение- сознательное и осмысл-е перемещение вним-я с одного предмета на другие. Переключение вним-я сопровождается некоторым напряжением, которое выраж. в волевом усилии. Одни люди спрособны быстро переключаться, другие-медленно и с трудом.

концентрация.

Все свойства могут проявляться в непроизв-ом и произв-ом внимании.

27)Раскройте сущность понятия «темперамент». Расскажите о физиологических основах темперамента (физиолог. основа темперамента – тип высшей нервной деятельности (ВНД). Он характеризуется соотношением таких свойств – 1. сила, 2. уравновешенность, 3. подвижность нервных процессов возбуждения и торможения).

темперамент(от лат. – соотношение человека) – это индив.-психологич. особенности человека, проявляющ. в его поведении и деятельности

Физиолог-е основы терперамента:

1ю классификацию темпер. предлож др.римский врач Галлен

Основу для разработки действительно научной теории темперамента разработал Павлов(1849-1936)-1ый русский учёный, удостоенный нобелевской премии. Изучал работу больших полушарий головного мозга, он установил,что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деят. человека.

Павлов исходил из того что псих-я жизнь каждого человека хар-ся в первую очередь протеканием нервных проц-в возбужд и тормож.

Важным в определ-и темперамента явл-ся соотношение биологических свойств с психологическим наполнением темперамента. не существует хороших и плохих темпераментов, каждый имеет свои достоинства и недостатки.

физиолог. основа темперамента – тип высшей нервной деятельности (ВНД). Он характеризуется соотношением таких свойств – 1. сила, 2. уравновешенность, 3. подвижность нервных процессов возбуждения и торможения

28)Назовите и охарактеризуйте свойства темперамента (1. экстраверсия-интроверсия; 2. нейротизм (эмоциональная устойчивость или неустойчивость); 3. активность (может проявляться в реактивности, т.е. в повышенной чувствительности, реакции на самые незначительные стимулы. Такое свойство характеризует людей со слабым типом ВНД); 4. пластичность-ригидность – умение человека быстро или медленно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, н-р: переход на другую работу, переезд).

Свойства темперамента

Впечатлительность -сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них.

Эмоциональность-скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придаёт большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. Эмоциональный человек не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность-проявл в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении ещё до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того,как в ней действовать. Импульсивный чел-к сначала реагирует, потом думает, правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожность-часто возникает эмоц. переживания: боязнь,страх,опасение. Ему кажется что многое окружающее несёт в себе угрозу для него. Тревожный чел-к боится всего:незнакомы людей,тел. звонков,испытаний,публич. выступлений и т.п.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

1. экстраверсия-интроверсия; 2. нейротизм (эмоциональная устойчивость или неустойчивость); 3. активность (может проявляться в реактивности, т.е. в повышенной чувствительности, реакции на самые незначительные стимулы. Такое свойство характеризует людей со слабым типом ВНД); 4. пластичность-ригидность – умение человека быстро или медленно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, н-р: переход на другую работу, переезд

Наши рекомендации