Дошкольный возраст: кризисы и ведущие деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника. Психологическая готовность к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Важной особенностью псих развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к усвоению нравственных норм и правил поведения, готовность ребенка к овладению целями и способами систематического обучения, т.е. 6 лет – это сензитивный период обучаемости, т.е. благоприятный период для обучения.

Факторы способствующие успешности обучения:

I. Физическое развитие, которое проявляется в

а) выносливости, точности, координации движения

б) происходит смена видов деятельности: игра – самообслуживание – учебная деятельность, которая требует от детей больше усилий (волевых) и большей дисциплинированности, организованности.

в) переход от дошкольного воспитания к школьному

II. Психологическая готовность, которая включает:

1. Интеллектуальную готовность

а) развитие наглядно-образного мышления

б) развитие наглядно-практического мышления

в) развитие начальных форм логического мышления, которое должно проявляться в умении выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

2. Личностную и социально-психологическую готовность, которая проявляется:

а) сформированности отношения к учебе, школе, учителю, самому себе.

б) умение общаться с детьми

в) умение общаться со взрослыми, быть усидчивым

3. Волевую готовность. К 6-ти годам у ребенка должны быть сформированы основные элементы волевого действия (поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить этот план, проявить усилие при преодолении трудностей и оценить свое действие). У ребенка появляются произвольные движения, память, внимание, умение отказаться от игры, если об этом просит взрослый => на первый план выходит воспитание мотивов достижения и моральных мотивов.

III. Социально-психологическая адаптация к школе.

Различают 3 уровня адаптации:

1-ый – высокий уровень характеризуется положительным отношением к школе, требования выполняет, хорошо усваивает учебный материал, д/з выполняет самостоятельно, проявляет большой интерес к учебе, статус в группе положительный.

2-ой уровень – средний: отношение к школе положительное, учебный материал понимает, если учитель подробно объясняет, хорошо усваивает учебный материал (основное содержание), ребенку необходим внешний контроль (интересно – работает, нет - рассеян), дружит со многими одноклассниками.

3-ий уровень – низкий: характеризуется отрицательным, безразличным отношением к школе, у ребенка доминирует подавленное настроение, часто болеет, учебный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, к уроку готовится нерегулярно, требуется строгий внешний контроль в школе и дома, близких друзей в классе нет, ребенку требуется значительная помощь.

Факторы обеспечивающие высокую адаптацию

1. Адекватная самооценка своего положения в группе и своих способностей.

2. Правильные методы воспитания в семье

3. Отсутствие конфликтов в семье

4. Благоприятный статус в группе (в группе хорошие отношения)

5. Преемственность методов воспитания в детсаду и в школе.

Когнитивное развитие

В ведущей учебной деятельности младшего школьника формируются теоретическое мышление и внутренний план действий. К концу данного возраста у ребенка должна быть сформирована собственная учебная деятельность, включающая теоретическое, познавательное отношение к действительности, способность формулировать познавательные задачи, т.е. как минимум отличать известное от неизвестного, а это уже начало рефлексии (умение учиться).

При традиционной системе обучения учитель зачастую обращает внимание лишь на выполнение учеником отдельных учебных действий, которые сами по себе должны сложиться в голове у детей в обобщенный способ действия. У большинства учащихся такие обобщения складываются, но это - эмпирические обобщения, по ряду параметров уступающие истинным теоретическим обобщениям (В.В.Давыдов).

В процессе решения учебных задач идет развитие зачатков рефлексии. Ученик может отличить то, что ему известно, от того, что не известно, и хотя бы сформулировать вопрос.

Несмотря на это, у большинства детей к окончанию начальной школы наглядно-образное мышление уступает место словесно-логическому. Дети уже в состоянии делать самостоятельно простейшие умозаключения.

Умственные операции, применяемые младшими школьниками, еще далеки от формальных операций взрослых. Однако они свидетельствуют о наличии у детей внутреннего плана действий, об их способности оперировать некоторыми представлениями «в уме», а следовательно, о зачатках абстрактно-теоретического мышления.

Формирование внутреннего плана действий и развитие произвольности оказывают влияние на функционирование всех психических процессов младшего школьника. Другими словами, память, внимание и восприятие становятся произвольными процессами.

Личностное развитие.

Успешность или неуспешность ребенка в учебной деятельности оказывает сильнейшее влияние не столько на его интеллектуальное, сколько на личностное развитие.

Оценка учителем работы ученика воспринимается последним как глобальная оценка его личности и распространяется на все сферы жизни, а не только на учебную. Складывается ситуация, при которой оценки, выставляемые ребенку учителем, влияют на отношения к ребенку и сверстников, и близких. Поэтому успеваемость в младших классах оказывает огромное влияние на формирующуюся самооценку ребенка.

Успешно справляющиеся с учебной работой дети пользуются симпатией учителя, вследствие чего к ним хорошо относятся одноклассники, у них не возникает дополнительных проблем с родителями. Успешные дети к окончанию начальной школы приобретают адекватную самооценку.

Иногда при не критичном отношении к отличникам в школе и дома у них складывается неадекватно завышенное представление о себе, которое создает множество проблем и детям, и взрослым уже в подростковом возрасте.

У неуспевающих и слабоуспевающих младших школьников ситуация оказывается менее благоприятной. Не пользуясь уважением учителя, они не могут рассчитывать и на признание со стороны сверстников. В семье, ребенок тоже не всегда получает именно то, что ему требуется.

( Например, одни родители стремятся активизировать учебную деятельность ребенка с помощью санкций (поощрений и наказаний). Это обычно не приводит к желаемому результату, так как ребенок не способен справиться с трудностями. Кроме того, увлекшись санкциями, родители создают дополни­тельное эмоциональное давление на ребенка, который теперь и дома не находит эмоционального комфорта. В других случаях, стремясь обеспечить эмоциональный комфорт дома, родители становятся целиком на позицию ребенка, обвиняя в неудачах своего чада предвзятость учителя и т.п. Это тоже не приводит к преодолению трудностей в учении и к нормальному личностному развитию).

У плохо успевающих младших школьников чаще складывается низкая и заниженная самооценка.

Таким образом, ведущая деятельность - учебная. Мышление младшего школьника из наглядно-образного становится словесно-логическим. Все познавательные процессы интеллектуализируются, превращаются в произвольные. В личностном плане начинается формирование самооценки. Новообразования: произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий.

Группы риска в младшем школьном возрасте

1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.

Когнитивное развитие

Наиболее значимые сдвиги в когнитивном развитии подростков происходят в сфере мышления. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать гипотезы и предположения, строить прогнозы, анализировать и оценивать свои умственные действия, способы решения задач и т.д. Таким образом, в подростковом возрасте начинает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций.

Взрослые, учителя, должны понимать, что подростки одного возраста не всегда находятся на одинаковой стадии когнитивного развития. Ж. Пиаже допускал, что овладение формальными операциями может затянуться до возраста 15-20 лет, а при особо неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться. Результаты различных исследований показывают, что формально-операциональным мышлением пользуются примерно 50% всех подростков (Ф. Райе).

Происходящее совершенствование и расширение когнитивных способностей приводит подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два основных проявления:

1) феномен воображаемой аудитории и

2) персональный миф.

Воображаемая аудитория - характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно наблюдают за ними и оценивают их. Воображаемая аудитория может служить причиной застенчивости подростков. Персональный миф, или миф о собственной исключи­тельности, - их убежденность в собственной неуязвимости («Со мной не может случится то, что происходит с другими, потому что я не похож на этих других «Я не разобьюсь на автомобиле и не попаду в милицию», «Я не стану наркоманом». Даже возникает особое чувство собственного бессмертия и неуязвимости).

Воображение в подростковом возрасте становится на службу бурной эмоциональной жизни (замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; двоечник изобретает что-то новое и получает всевозможные премии; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и пр.). В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Необходимо помнить, что возраст 11-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, но от­личается поверхностностью, неустойчивостью и носит внеучебный характер (младших подростков интересуют внеземные цивилизации, гороскопы, социальные темы, проблемы жизни и смерти, музыкальные стили и спортивные достижения и т.д.),

Спецификой интересов в 10-14-летнем возрасте является то, что они во многом реализуют потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники, этим определяется характерная для подростков «мода на интересы», когда весь класс или даже всю школу охватывает какое-либо увлечение. Другая крайность полное отсутствие интересов: подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются.

Личностное развитие

Личностная нестабильность - одна из главных особенностей подростка. Основные противоречия, присущие этому возрасту:

- чрезмерная активность и вялость;

- безумная веселость и уныние;

- уверенность в себе и застенчивость, трусость;

- эгоизм и альтруистичность;

- высокие нравственные стремления и низкие побуждения;

- страсть к общению и замкнутость;

- тонкая чувствительность и апатия;

- живая любознательность и умственное равнодушие;

- страсть к чтению и пренебрежение к нему;

- стремление к реформаторству и любовь к рутине;

- увлечение наблюдениями и бесконечные рассуждения (Л.Ф. Обухова). В период между 12 и 14 годами происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе; это период «смятения», связанный с «Я». Одним из главных результатов такой перестройки является формирование у подростка чувства взрослости, представление о себе как о взрослом, которое возникает на основании:

- значительных сдвигов в физическом развитии и половом созревании;

- растущей самостоятельности ребенка;

- сравнения себя со взрослым, которое приводит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет и очень много сходного.

Выделяют следующие виды взрослости (Т.Н. Драгунова).

1. Подражание внешним признакам взрослости (курение, алкоголь, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметике, манеры поведения, способы развлечений, романтические отношения).

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» (это сила, мужество, смелость, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.).

3. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества со взрослым в разных видах деятельности, где ребенок занимает место помощника взрослого (разбираться в компьютерах и автомобилях, готовить, шить и т.п.).

4. Интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении к познавательной деятельности, расширению багажа собственных знаний в какой-либо области науки или искусства, содержание которых выходит за пределы школьной программы. Учение приобретает у таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте несколько снижается общая самооценка, отмечается рост негативного восприятия себя.

Формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего осмысления того, ради чего должно осуществляться волевое поведение. С развитием волевых качеств, саморегуляции становится возможным самовоспитание, некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования, стремясь продвинуться на пути к своему идеальному «Я».

Задачи развития в юности

От подросткового возраста юношеский отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано, во-первых, с завершением полового созревания («буря» уже утихла); во-вторых, конфликты переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения по отношению к макросоциуму.

Задачи развития в период взросления:

1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела (во время спортивных занятий, на досуге, в работе и жизни).

2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.

3. Установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к профессиональной карьере.

6. Подготовка к браку и семейной жизни.

7. Формирование социально-ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.

Первые три задачи взросления большинством решаются успешно еще в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности и часто продолжается или пересматривается в зрелые годы.

Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка (Д.Б. Эльконин). Основное психологическое новообразование юношеского возраста заключается в личностном самоопределении или установлении первой цельной формы идентичности (Э. Эриксон) и формирование мировоззрения.

В юности (от 16 до 21 года) и в молодости (до 28 лет) человек должен иметь возможность попробовать себя во многих видах деятельности. Если же молодой человек в силу некоторых причин вынужден с юности заниматься одним делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.

Когнитивное развитие

Теоретическое мышление в юности достигает пика своего развития, это провоцирует страсть молодых людей к теоретизированию, построению неких общих моделей: будь то построение справедливого общества или абсолютно безопасных автодорог.

Следствием развития гипотетико-дедуктивного мышления многие авторы считают развитие метапознания, которое включает в себя способность размышлять, формировать стратегии и планировать. Это можно назвать также способностью к рефлексии, самоанализу. Способность строить идеальные модели и сравнивать их с реальным положением дел, является причиной свойственного юности критического отношения к старшему поколению, сложившейся системе социальных ценностей, к собственной семье.

Личностное развитие

Почти все психологи считают, что в юности завершается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать свой путь в жизни.

В. Штерн выделил шесть типов личности: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный типы. Естественно, не всегда одна ценность исключает все другие, но выбор в пользу той или иной ценности, как правило, делается именно в возрасте ранней юности.

Жизненные планы большинства молодых людей обоего пола включают и профессиональную карьеру, и брак, и детей. Опрос российских старшеклассников показал, что наивысшей ценностью для большинства из них является счастливая семейная жизнь. Однако только девушки испытывают тревогу по поводу несовместимости семьи и карьеры (42% опрошенных), в то время юношам такое беспокойство не свойственно

Подростковый возраст Юношеский возраст
1. Отношения со сверстниками
Подросток более всего стремиться быть принятым группой в целом, часто совершая для этого несвойственные ему поступки   Подростка больше интересует количество положительного отношения к его персоне   В юности сверстники уже делятся на референтных, чьё мнение значимо, и на не обладающих для субъекта таким свойством Юноше важно уже качество эмоциональных отношений, для него существенно мнение товарищей, с которыми есть сходство в ценностях; мнение остальных не влияют на его поведение
2. Отношения в семье
Подросток всячески стремится уйти от контроля взрослого за своей жизнью В юношеском периоде важным становится возможность доверительного общения «на равных» с родителями или др. авторитетными взрослыми из ближайшего окружения

Любовь - одна из животрепещущих проблем юношеского возраста. Согласно Эриксону, юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Истинная интимность возможна только при достигнутой эгоидентичности. Достижение идентичности - это долгий и трудный процесс определения самого себя.

Дж. Марсиа выделил четыре варианта (статуса) формирования идентичности в юности:

I. Предрешеииость (предрешенная идентичность) наблюдается тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентичности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы). Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги.

2. Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор. Характерна для старшеклассников и студентов колледжей.

3. Диффузия идентичности. Молодые люди не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. Здесь встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны.

Признаки диффузии идентичности (по Э. Эриксону):

- регрессия и стремление отстрочить приобретение взрослого статуса;

- чувство изоляции и опустошенности;

- смутное, но устойчивое состояние тревоги;

- постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь;

- страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

- враждебность и презрение ко всем общественным ролям, вплоть до мужских и женских (унисекс);

- презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного.

Для молодых людей в данном статусе есть опасность алкоголизации или наркотизации как ухода от проблем.

4. Достижение идентичности. Для людей характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Число молодых людей со статусом достижения идентичности растёт с возрастом.

В современных обществах достижение юношей и девушкой психосоциальной зрелости не отмечается ритуалами и не имеет четких хронологических рамок. В западных странах принят ранний уход подростка из родительской семьи. Спец. исследования показали, что родители легче воспринимают этот факт, если он связан с завершением образования или созданием собственной семьи.

Психологические особенности старшего школьного возраста

1. Юность как стадия жизненного пути человека

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

2. Психологические теории юности

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.

4. Формирование мировоззрения в ранней юности

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

5.Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.

· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.

· стремление к самопознанию.

· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

· самоуважение

· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"

Психология воспитания. Соотношение обучения и воспитания. Психологическая сущность воспитания. Критерии воспитанности. Основные направления, средства и принципы воспитания. Представления о просоциальном и асоциальном поведении.

Воспитание – деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опята, процесс целенаправленного формирования убеждений, нравственных норм, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и активной жизни человека в обществе. ЗУНов, формируемых в процессе обучения недостаточно для развития целостной личности. Для этого необходимо формирование более глубоких личностных образований, убеждений, мировоззрения, устойчивых отношений к миру и другим людям, нравственных форм поведения и воли. Все эти задачи решаются в процессе воспитания.

Основными видами воспитания являются: семейное и общественное.

Роль семьи в воспитании детей очень велика. Семейное отношение является самым глубокими и прочными.

Семья может оказывать различное влияние на идеологии, морали особенностей взаимоотношений того социального слоя, к которому она относится, а так же от типа семьи, принятого стиля общения между ее членами.

Общественное воспитание приобретает все большее значение, она начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни человека.

Дошкольное воспитание осуществляется институтом дошкольных учреждений, затем центральное место в воспитании детей занимают школа и др образовательные учреждения. Значительная роль принадлежит так же внешкольным учреждениям и неформальным объединениям.

Воспитание осуществляется в совместной деятельности семьи, школы, внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности.

В широком понятии «воспитание» выделяет отдельные стороны: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Это разделение является условным, т.к. воспитание – единый, целостный процесс.

Основы теории воспитания заложил Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Научная разработка проблем воспитания и организация воспитательного процесса осуществляется комплексом наук о человеке: философией, педагогикой, социологией, акмеологией, психологией.

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования и развития ребенка как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса.

Главнаяцельвоспитания – формирование активной творческой личности, подготовка к труду, как высшей форме человеческой деятельности, развитие личностных качеств (добропорядочность, трудолюбие, принципиальность, честность), обеспечивающих полноценную жизнь человека в обществе.

Воспитуемость– готовность человека к сравнительно быстрому формированию новых поведенческих актов и свойств личности, податливость, педагогическое воздействие.

В образовательном процессе обучение и воспитание взаимозависимы. В педагогической практике, однако, принцип единства обучения и воспитания реализуются не всегда. Традиционно в школе обучению уделяется больше внимания, чем воспитанию.

Ведущие специалисты Давыдов, Шадриков в области педагогической психологии критикуют сложившуюся систему образовательного процесса.

Критерии воспитанности:

1. высокий уровень нравственного и духовного развития человека; значение этических норм; формирование нравственных мотивов, установок, ценностей и соответствующего им поведения; умение соотносить свои действия с этическими эталонами.

2. Моральная ответственность за свое поведение и поступки перед обществом, другими людьми и самим собой.

3. Гуманистическая направленность личности, выражающаяся в устойчивом преобладании мотивов социально-полезных видов деятельности над эгоистическими мотивами.

4. Формирование познавательных мотивов и интересов направленных на всю окружающую действительность, формирование убеждений и мировоззрения.

5. Эффективное выполнение разнообразных социальных ролей; понимание других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий.

6. Владение собой, регулирование своего поведения и умение адекватно выражать эмоции.

7. Способность к самоконтролю и преодолению нежелательного поведения.

8. Открытость для новых возможностей личностного роста и развития, способность к самореализации и самовоспитанию.

Научная проблема.

Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличае от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной.

Проблема– объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенно практический и теоретический интерес.

Проблемы:

· Реальные

· Псевдопроблемы

· Неразрешимые / риторические проблемы

Этапы порождения проблемы:

1. Выявление нехватки в научном знании реальности.

2. описание проблемы на уровне обыденного языка.

3. формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку и выдвижение гипотез.

Гипотеза– научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Признакамипродуктивной гипотезы является:

· Адекватность;

· Правдивость;

· Возможность проверки гипотезы

Принципы:

· Фальсифицируемость (справедливость)

· Верифицируемость (подтвержденность)

Виды гипотез:

1. теоретические – входит с структуру теории в качестве основных частей

2. эмпирические – для решения проблемы методом эмпирического исследования.

3. статистические – утверждение в отношении неизвестного параметра сформулированного на языке математической статистики.

Типы экспериментальных гипотез:

1. теоретические – обоснованные на теории или модели реальности, представляют собой прогнозы, следствия из этих теорий.

2. научно-экспериментальные – выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий, законов ранее обнаруженных.

3. эмпирические – выдвигаются без теории для данного случая.

Дошкольный возраст: кризисы и ведущие деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника. Психологическая готовность к обучению в школе.

Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет)

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

Другие виды деятельности ребенка

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры:

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

- тема;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов под

Наши рекомендации