Совершенствование общественного дошкольного воспитания в Р. Беларусь на современном этапе.
Основные направления:
I. приоритетное развитие образования и воспитания:
2. опора на национально-культурные традиции
3. гуманизация и демократизация образования;
4. многовариативность подходов;
5. подготовка специалистов на уровне мировых требований.
В 90-е годы началось преобразование существующей в Беларуси образовательно-воспитательной системы путем перевода ее е режима жестко регламентированной деятельности в состояние творческого функционирования с предоставлением учебным учреждениям, педагогам и учащимся свободы выбора содержания, форм и методов обучения. В 1991 году был принят закон "Об образовании в Республике Беларусь", в котором записано, что Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее потребностям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа. Республика Беларусь обеспечивает приорететное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, освоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. В законе сформулированы принципы государственной политики в области образования: приоретет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность, ориентация на Мировой уровень образования, гуманизм, связь с общественной практикой, экологическая направленность, преемственность и непрерывность, единство обучения, духовного и физического совершенствования, демократизм, светский характер, поощрение таланта и образованности, обязательность базового образования.
18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
Структура образования в РБ имеет три характерных блока:
центральный (государственные учеб но-воспитательные заведения) и два дополняющих его блока - блок внешкольных государственных форм образования и воспитания (дома технического творчества, дворцы, клубы) и блок негосударственных учебных заведений (общественные, кооперативные, честные).
Центральный блок - основной, он представляет все ныне действующие типовые учебно-воспитательные учреждения от дошкольных до высших и учебные заведения нового типа (гимназия, лицей, ВПУ, колледж). Новые учебные заведения должны обеспечить уровень образования выше государственного стандарта. Зачисление и перемещение учащихся в них на более высокую ступень, прием на работу педагогов осуществляется по конкурсу.
Гимназия - целевое назначение: углубленное обучение, развитие наиболее подготовленных, способных детей; обеспечение общего среднего образования на повышенном уровне с широким гуманитарным компонентом.
Лицей. Целевое назначение: создание условий для глубокого развития интеллекта, творческого потенциала учащихся, обеспечение общего среднего образования повышенного уровня.
Высшее профессиональное училище (ВПУ). Целевое назначение: подготовка рабочих высшей квалификации, интеграция со средним специальным образованием.
Колледж. Целевое назначение: подготовка специалистов среднего звена повышенного уровня с алиментами высшего образования, интеграция с высшим образованием.
Новое направление в системе образования - создание учебных комплексов (школа-детский сад; ПТУ - техникум - вуз; школа-вуз и др.)
Наличие разнообразных форм образования и воспитания, как государственных, так и негосударственных, обогащает и расширяет образовательное пространство, создаст возможности широкого личностного выбора, позволяет оптимально вписываться в мировую систему образования, а значит, и приобщать все то лучшее, что создано в ней.
В 1990 году -концепция дошкольного воспитания- основные направления преобразования и совершенствования системы общественного дошкольного воспитания.
Основные идеи - гуманизация и деидеологизация ценностей, признание самоценности дошкольного детства. В качестве основного недостатка указывается использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах; цель дошкольного воспитания сведена к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывается специфика развития детей дошкольного возраста. Изменения в сфере дошкольного воспитания связаны с переходом от преимущественно административно-командных методов управления к экономическим и демократическим. Это прежде всего появление основных документов, дающих возможность перестроить содержание работы детского сада ("Концепция дошкольного воспитания", "Временное положение • дошкольном учреждении", вариативные программы воспитания в детском саду: "Радуга", "Развитие", "Пралеска", "Гармония" и др.). Кроме того, развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (дополнительные материальные средства можно получать с помощью спонсоров, коммерческой деятельности, оказания платных услуг населению, приглашение на договорных началах специалистов для оказания дополнительных услуг по развитию детей, организация дополнительных групп в вечернее время, сдача в аренду свободных помещений и т.п.) Все это помогает улучшить финансовое обеспечение детских садов за счет собственной предприимчивости.
19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
В настоящее время в Республике Беларусь утверждено "Положении о дошкольных учреждениях в РБ", в котором определено наличие дошкольных учреждений следующих типов: ясли-сад (основной тип), детские ясли, детский сад, школа-детский сад. Создаются дошкольные учреждения общего и специального назначения. Специальные дошкольные учреждения организуются для детей с нарушениями в умет ценном и физическом развитии.
По принадлежности и формам организации дошкольные учреждения могут быть следующих видов: государственные, кооперативные, частные, смешанные (государственно-кооперативные, государственно-общественные и др.). Детские сады могут работать 5 или 6 дней в неделю по режиму дневного и круглосуточного пребывания в них детей, с одним или 2 выходными днями, а также с выходными, которые предоставляются персоналу по сменному графику. По желанию родителей в дошкольном учреждении могут создаваться дежурные вечерние группы, которые работают по режиму продленного дня, а также субботние, воскресные и праздничные дни. Продолжительность, начало и конец работы дошкольного учреждения или отдельных групп устанавливаются с учетом требований родителей.
С учетом пожелания родителей по решению Совета народных депутатов в дошкольном учреждении, на хозрасчетных началах или на условиях самоокупаемости могут создаваться группы кратковременного пребывания детей е продолжительностью работы меньше б часов; группы, в которых родители могут оставить детей на 1-2 часа; прогулочные группы, группы по подготовке детей к школе; физкультурно-оздоровительные группы; группы муэыкально-эстетического и художественного воспитания, с изучением иностранного языка и другие.
В учебных заведениях "Школа-детский сад" возрастной состав детей в дошкольных группах определяется советом этого учреждения в зависимости от количества групп и местных условий.
Положением о дошкольном учреждении предоставляется право выбора программы, средств, форм и методов воспитания, обучения.
В Республике Беларусь также работают мини-гимназии, дошкольные центры развития детей.