Методы закрепления изучаемого материала и методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
В дидактике большое значение придается последующей учебной работе по овладению, т.е. более глубокому осмыслению и усвоению (запоминанию) изложенного учителем материала. Решению данной задачи способствуют метод беседы по изложенному материалу и работа учащихся с учебником.
Метод беседы. Суть беседы состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).
Работа с учебником по закреплению изложенного учителем материала. По каждому предмету есть темы, достаточно сложные для восприятия и осмысления учащимися. В этих случаях применение беседы по их закреплению сразу после изложения материала учителем не дает эффекта. Лучше всего представить возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить беседу по закреплению (активному воспроизведению) материала.
Подготовка учащихся к жизни в процессе обучения обуславливает необходимость не только обстоятельного овладения основами наук или теоретическими знаниями, но и выработку практических умений и навыков применять их в различных видах трудовой и духовной деятельности. Для осуществления этого существуют методы упражнений и лабораторных занятий.
Метод упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. упражняются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Методика организации упражнений включает в себя следующие приемы: объяснение целей и задач предстоящей тренировочной работы; показ учителем способов выполнения упражнений; первоначальное воспроизведение учащимися показанных действий; последующая тренировочная деятельность учащихся по совершенствованию и упрочению приобретенных умений и навыков.
Лабораторные занятия. Этот метод широко используется при изучении естественнонаучных предметов. Сущность данного метода состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнообразные умения и навыки.
Проведение лабораторных (практических) работ включает в себя следующие методические приемы: постановку цели лабораторных (практических) занятий; определение порядка выполнения лабораторных (практических) работ и инструктирование учащихся по технике безопасности; наблюдение за ходом работы учащихся и выполнением правил техники безопасности; анализ лабораторной работы и подведение ее итогов.
31. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, их сущность и дидактические приемы использования.
Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию свои умственных способностей и творческих задатков. Для этого применяются такие методы обучения, как: самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; лабораторные работы.
Самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели.
Метод работы с учебником по осмыслению и овладению новыми знаниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.
Чтобы самостоятельная работа учащихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при ее организации необходимо:
- подбирать для самостоятельной работы только такой материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки, позволяющим осмысливать и усваивать новые знания;
- проводить с учащимися основательную вступительную беседу, ставить перед ними цель работы, вводить в курс новой темы и четко обозначать вопросы, которые им надлежит усвоить;
- обеспечивать учащихся соответствующими наглядными пособиями или техническими средствами;
- после окончания самостоятельной работы с учебником проводить закрепление и уточнение усвоенного материала или же потренировать учащихся в применении знаний на практике.
Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее данному им плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.
Проведение лабораторной работы включает в себя следующие приемы:
- постановку темы и задач лабораторной работы;
- определение порядка выполнения лабораторной работы или отдельных ее этапов;
- инструктирование учащихся по технике безопасности;
- непосредственное выполнение лабораторной работы под наблюдением учителя;
- подведение итогов лабораторной работы и формулирование вытекающих из нее выводов.
Контроль за качеством знаний учащихся и его виды. Методы проверки и оценки знаний, умения и навыков учащихся, их сущность и рациональные приемы применения. Уровни и критерии 10-балльной системы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Выделяются следующие видыпроверки и оценки успеваемости учащихся:
- текущая проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, которая осуществляется почти на каждом уроке;
- проверка и оценка успеваемости учащихся в конце каждой учебной четверти;
- годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся;
- выпускные и переводные экзамены.
Проверка и оценка успеваемости учащихся включает следующие методы:
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся – это такой метод проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные проявления и особенности их текущей учебно-познавательной деятельности, а также их отношение к выполнению учебных заданий, может судить о влиянии этих особенностей на качество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.
2. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) – сущность состоит в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала, побуждает их к ответам, выявляя таким образом осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний.
При индивидуальном устном опросе учащемуся ставятся вопросы, требующие связанного и логичного ответа, пояснения и аргументации отдельных положений изученного материала, что позволяет выявить качество его усвоения. При фронтальном опросе материал расчленяется на более мелкие части, что дает возможность учителю вызвать для ответа большее количество учащихся и проверить усвоение знаний. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает 2-3 учащихся для устного воспроизведения изученного материала, а 3-4 школьника готовят письменные ответы на вопросы, заранее подготовленные учителем на отдельных карточках.
3. Выставление поурочного балла – сущность этого метода состоит в том, что учитель выставляет в конце урока или по ходу его отдельным из них оценки за знания, которые они обнаруживают в процессе занятий, дополняя или уточняя ответы других учащихся, приводя собственные примеры и т.д.
4. Контрольные работы– сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель организует в письменной форме или в виде выполнения практических заданий воспроизведение изученного материала учащимися и на этой основе оценивает качество их знаний, умений и навыков.
5. Проверка домашних работ учащихся – она осуществляется на каждом уроке и позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
6. Программированный контроль– сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3-4 варианта ответа, но только один из них является правильным.
7. Тест– это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся.
Тесты могут приобретать следующие формы: выбрать из 4-5 предложенных ответов на вопрос правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тексте и т.д.
Оценка – это процесс сравнения, оценивания по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.
Цели введения 10-балльной системы:
1. Повышение объективности оценки и качества учебной деятельности и ее результатов.
2. Обеспечение социальной защищенности.
3. Создание условий для достижения более высоких результатов.
4. Обеспечения условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости.
Функции10-балльной системы:
1. Контролирующая.
2. Образовательная.
3. Стимулирующая.
4. Диагностическая (анализ учебных достижений и процесса учебной деятельности).
5. Социальная.
Выделяются стадии в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности:
1. Рецептивный – это действие на узнавание, распознавание понятий, различение и установление подобия. Данный уровень оценивается в 1, 2 балла и считается самым низким уровнем. Уровень узнавания – 4%.
2. Уровень удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный). Оценивается в 3, 4 балла. Действия на воспроизведение учебного материала (механическая память), т.е. неполное или неосознанное воспроизведение. Уровень запоминания – 16%.
3. Средний (репродуктивно-продуктивный) уровень. Это действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания. Описание и анализ действия с объектом изучения, 5-6 баллов. Уровень понимания – 36%.
4. Достаточный (продуктивный) уровень. Оценивается в 7-8 баллов, осуществляет действия по применению знаний по образцу, выполнение действия в соответствии с правилами, на основе обобщенного алгоритма. Уровень знаний и умений – 64%.
5. Высокий (творческий) уровень. Оценивают в 9-10 баллов. Применение знаний в незнакомой ситуации, творческий перенос знаний в незнакомой ситуации. Уровень творческий – 100%.