Понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения. Система дидактических принципов обучения и их характеристика.
Дидактические закономерности обучения:
-научность и мировоззренческо-нравственная направленность учебной работы;
- проблемность обучения;
- наглядность обучения;
- активность и сознательность учащихся в процессе обучения;
- доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- прочность обучения и его цикличность;
- единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы.
Научная и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обуславливается задачами школьного обучения, в процессе которого необходимо обеспечивать научное образование и формирование у учащихся научных взглядов и убеждений, общечеловеческих ценностей и нравственности, составляющих основу их мировоззрения.
Проблемность обучения.Это кардинальная закономерность процесса обучения. Учебное познание это всегда выход за пределы имеющихся знаний и активный, иногда весьма напряженный мыслительный поиск путей для решения возникающих проблем, вопросов и задач, требующих новых знаний или новых приемов практической деятельности.
Наглядность обучения обуславливается рядом факторов:
1. Наглядность обучения является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира.
2 Знания будут тем полнее и прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения усваиваются детьми легче, если они базируются на восприятии изучаемых предметов и явлений.
4. Наглядность повышает интерес к учению и делает его более легким.
Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. В реализации этой закономерности существенное значение имеют: возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности; расширение самостоятельной работы по осмыслению и усвоению изучаемого материала, проведение наблюдений, организация практических работ; умелое развитие таких мыслительных действий, как анализ, обобщение, умозаключение, поощрение творчества, изобретательность.
Доступность обучения. Эта закономерность вытекает из необходимости учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Следовательно, и объем изучаемого материала, и степень его теоретической сложности должны соответствовать умственным возможностям учащихся в его усвоении.
Систематичность и последовательность обучения.Обеспечить данную закономерность – значит постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным; добиваться глубокого осмысления и усвоения содержания изучаемого материала и его внутренней логики; приучать учащихся к систематической домашней работе; регулярно осуществлять проверку знаний.
Прочность обучения и его цикличность. Эта закономерность отражает ту особенность обучения, согласно которой овладение знаниями, умениями и навыками, а также мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обязательно осмыслены, а с другой – хорошо усвоены и сохраняются в памяти.
Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в процессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий, а именно:
- первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;
- его последующее более глубокое осмысление;
- его запоминание;
- применение усвоенных знаний на практике с целью выработки соответствующих умений и навыков;
- повторение, систематизацию и упрочение усвоенного материала.
Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы.Данная закономерность обуславливается в основном 2 факторами:
1. Задачами обучения, важнейшими из которых являются овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков (обучающая функция), развитие мыслительных и творческих способностей, а также памяти (умственное развитие), формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание).
2. Характером содержания учебного материала и учебно-познавательной деятельности учащихся, которые позволяют одновременно обеспечивать обучение, развитие и воспитание последних.