Понятие о дидактических закономерностях и принципах обучения, характеристика принципов научности, наглядности, систематичности и последовательности обучения.

Обучение является частью целостного педагогического процесса. Поэтому все закономерности и принципы, присущие педагогическому процессу, одновременно являются закономерностями организации обучения: направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; деятельностный характер обучения; единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся; проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения; обеспечение радости успехов в овладении знаниями; раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы; согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.Принципы обучения – наиболее общие положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессом обучения. Знание принципов обучения даёт возможность правильно методически организовать учебный процесс, обоснованно определить цели, отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям методы и формы обучения. Принципы обучения подразделяются на классические (доступность, научность, наглядность, системность и последовательность, активность и сознательность) и современные (развивающее обучение, обучение на высшем уровне, опережающее обучение, создание оптимальных условий для обучения, принцип опоры).Научность и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обусловлена общим дидактическим требованием, согласно которому содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для реализации этой закономерности учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.Наглядность обучения обусловлена рядом факторов: 1.Наглядность обучения выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2.Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. 3.Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. 4.Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Наглядные пособия применяемые в обучении: реальные предметы и явления в их натуральном виде; модели машин; муляжи; иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии; графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы; различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.Систематичность и последовательность обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Необходимо также приучать школьников к регулярной работе с книгой, к наблюдениям за явлениями природы, воспитывать навыки организованности и последовательности в приобретении знаний. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении. В осуществлении систематичности и последовательности в обучении большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся. Учет и оценка знаний проводятся с целью контроля за работой учащихся и выявления качества их успеваемости.



Наши рекомендации