Проектирование содержания совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста

Современный образовательный процесс с детьми дошкольного возраста предполагает организацию совместной деятельности педагога и детей в самых разнообразных формах.

Если ранее (до 2009 года) структура образовательного процесса включала в себя три составляющие (специально организованное обучение, которое представляло собой специально организованные занятия с детьми дошкольного возраста по различным нправлениям развития детей – музыкальные занятия, занятия по математике, занятия по развитию речи и т.п.), совместную деятельность педагога и детей в процессе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей в предметной среде.

То после введения в действие сначала Федеральных государственных требований (2009 год), а затем и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013 год) структура образовательного процесса включает в себя совместную деятельность педагога и детей дошкольного возраста и самостоятельную деятельность детей.

Специально организованные занятия не являются на сегодняшний день единственно возможной организационной формой работы педагога и детей. В течение дня педагог организует множество интересных видов детской деятельности в различных формах (таблица 1).

Таблица 1. – Виды детской деятельности и формы их организации

Детская деятельность Формы организации детской деятельности
Двигательная(овладение основными видами движения) Подвижные игры с правилами, игровые задания и упражнения, игры-соревнования, игры-эстафеты, прогулки-походы, занятия физической культурой, утренняя гимнастика, гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, подвижные игры и упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность, активый отдых (спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни Здоровья, Недели здоровья и др.).
Игровая(освоение опыта окружающего мира, взаимодействие со сверстниками, проживание «взятых на себя ролей») Сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, игра-драматизация, звуко-речевая игра, имитационная игра, народная игра, режиссёрская игра, хороводная игра, коммуникативная игра, пальчиковая игра, игра-забава, словесная игра, музыкальная игра, игра с тенью
Коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Беседы, ситуативные разговоры, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, загадок, словесные игры и др.
Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация) и конструирование(создание собственного художественного образа) Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, выставка, галерения, рисование, лепка, аппликация, реализация проектов. Конструирование из разных видов конструкторов, из бумаги, модулей, природного материала и др.
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Пластические, мимические этюды, пластические танцы, музыкально-театральные гостиные (салоны), музыкальные занятия, театральное развлечение, оркестр и др.
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение, обсуждение, разучивание, придумывание сказок, рассказов, загадок, пересказ, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач
Познавательно-исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, детское экспериментирование, игра-головоломка, сенсорная игра, коллекционирование, макетирование, проекты и др.

Поэтому уместнее вести разговор об организации разных видов детской деятельности (возможно в разных формах их организации),которые педагог может использовать в работе с детьми в течение дня. А для этого достаточно посмотреть методические комплекты к различным программам дошкольного образования,авторы которых всегда предлагают описательные варианты самых разнообразных форм работы с детьми (ситуаций, игр, наблюдений, опытов и др.).

Примеры игровых ситуаций для детей 4-5 лет[39]

«Устроим зоопарк»

Животные проявили недовольство, откзываются от еды, не хотят играть. Очевидно, им не нравится то, что живут они в разных местах. Где бы вы хотели организовать им зоопарк? От чего это зависит? (от количества, размеров животных и отведенной под зоопарк площади, учета особенностей размещений зверей по клеткам и т.д.).

Дети приносят игрушки и, согласуя свои действия, организуют зоопарк. В речи используются понятия пространственного, количественного значения, выражающие отношения величин, повадки животных и др.

«Красивый цветок»

За ночь на полянке вырос красивый цветок. Гусеница Фифа решила его сорвать. Только проползла расстроянеи в две клеточки, как ее отвлекла бабочка. Потом Фифа одолела еще три клеточки, и ее внимание привлекла красивая птичка. Сколько клеточек осталось проползти Фифе, чтобы соравть цветок?

С правой стороны коврографа (специального пособия) врослый делает аппликацию цветка (пособие «Разноцветные веревочки»). К нему по ячейкам сетки дети выкладывают разноцветные «следы» Фифы сначала длиной в две клеточки, потом – еще в три. Называют количество оставшихся до цветка клеточек и прикрепляют соответствующую веревочку. Самостоятельно делают цветы из «Разноцветных веревочек».

«Конфеты»

В детском саду на празднике детей угощали конфетами. Среди них были и большие, и маленькие. Для повара размер конфет не важен, важен вес. Повар установил, что одна большая конфета весит стколько же, сколько две маленькие. Поэтому в каждму группу принесли и большие конфеты, и маленькие, чтобы каждому досталось одинаково по вкусу. За каждым стлом в группе сидит четыре ребенка. Всего в группе три стола.

В тарелочеку на первом столе для четырех детей воспитательница положила две больших конферы и две маленьких (демонстрируется). Правильно ли она поступила? Как исправить ошибку? (добавить еще две маленькие или одну большую конфету). В тарелку на втором столе для четырех детей воспитательница положила тоже две большие конфеты и три маленьких, так как вспомнила, что одна большая конфета, как сказал повар, весит столько же, сколько две маленькие. Воспитатель торопилась, поэтому быстро рассудила: кладу две большие, занчит, маленьких на одну больше, то есть три. Не ошиблась ли она? (ошиблась). В чем? (не хватает одной маленькой конфеты)

В тарелке на третьем столе оказались две большие конфеты и четыре маленьких. Довольны ли дети угощением за этим столом? Если да, то почему? Если нет, то тоже – почему?

Примеры логико-математических игр для детей 4-5 лет[40]

«Как Аленка бабушке помогала»

Цель: Развитие самостоятельности при выборе способа группировки предметов.

Материал: Муляжи (или настоящие овощи): огурец, редис, кабачок, репка, помидор, луковица; карточки со схематическим изображением цвета, формы овощей и места их произрастания (на земле, в земле), две корзинки.

Развитие сюжета:Воспитатель рассказывает: «Бабушка и ее внучка Аленка дома одни. У бабулки на кухне много дел. Аленка в комнате скучает. Бабушка думает надо попросить Аленку разобрать кубики, которые лежат в большой коробке. Но Аленка еще маленькая, одной ей не справиться. Решила бабушка попросить Аленку принести с огрода овощи. Из одних можно будет сделать салат, другие потушить.

Взяла Аленка лопатку и пошла в огород. Сначла принесла огурец и помидор».

По просьбе педагога дети выбирают названные овощи.

Потом Аленка принесла кабачок. Найдите кабачок и положите рядом с огурцом и помидором. Последними Аленка принесла редис, репку, луковицу и морковь. Принесите и вы эти овощи.

Бабаушка попросила Аленку разложить овощи в две корзины. Аленка подумала и стала выбирать и раскладывать по цвету. Но у нее всего две корзины. Как вы думаете, достаточно ли ей для этого двух корзин? Давайте проверим. Возьмеь карточки с изображением цвета (зеленый, желтый, красный), выберем те, которые могут понадобиться и разложим под ними все овощи. Дети выолняют.

Достаточно ли двух корзин? Сколько их потребуется и почему? Дети объясняют. Значит, Аленка не сможет разложить овощи в две корзины.

Может быть вы сможете разложить овощи в две корзины по-другому? Как? Взрослый предлгает детям рассмотреть другие карточки – обозначающие форму, круг, овал, треугольник – и разложить овощи согласно знакам. Дети раскладывают. Взрослый спрашивает их о том, тчо озанчают знаки, можно ли, используя эти знаки, разложить все овощи в две корзины или их потребуется другое количество и почему? Сообща делают вывод о том, что опять Аленке не удается это сделать.

Дети рассматривают два оставшихся знака и пытаются догадаться, что они обозначают. Взрослый вступает в разговор и выясняет вместе с детьми, нужна ли была лопатка Аленке когда она ходила за овощами? Какие из овощей она выкапывала из земли, а какие срывала? Что же могут обозначать эти знаки? (растет в земле, растет на земле). Выясняет, сможет ли Аленка разложить все овощи в две корзины, если отберет те, которые вырости в земле: редис, луковица, репка; и на земле: кабачок, огурец, помидор.

Дети раскладывают овощи и остаются довольны результатом.

Итог:Из каких овощей бабушка смогла приготовить салат? Надо ли в него добавлять что-нибудь для вкуса? (соль, сметану или масло) Какие овощи бабушка потушила? Что она к ним добавила? Какие овощи можно есть сырыми?

Возможные варианты усложнения познавательных задач:Группировка овощей при условии выбора необходимых для этого корзин из большого количества. Самостоятельный выбор ребенком знаков-символов для группировки с ориентацией на определенные условие (виды и количества овощей, количество корзин). Выяснение совместно со взрослым возможности использования овощей для приготовления соков. Сравнение овощей по количеству, увеличение, уменьшение их количества, различное размещение в пространстве.

Примеры образовательных ситуаций для детей 4-5 лет

Образовательная ситуация «Путешестви в игрушечное царство»[41]

Цели:Помчь детям в осовении родового понятия «игрушка» на основе выделения существенного признака; учить классифицировать предметы по существенному признаку; развивают связную речь, умени понятно выражать свои мысли для окружающих.

Материал:игровой персонаж Петрвшка, «волшебный сундучок», в котором находится 5-6 игрушек, внешне ярко отличающихся друг от друга по несущественным признакам (размеру, цвету, форме, материалу, например, пластмассовая кукла небольшого размера, огромный мягкий мишка из искусственного меха, металлическая игрушечная машина, резиновый мячик, кегли, деревянная дудочка), легко открывающиеся коробки, в которых находятся, кроме разнообразных игрушек, детские книги, тетради для рисования, карандаши и другие детские вещи; конверт с готовыми формами из цветной бумаги для аппликации, позволяющими сделать из них пирамидку; клей и кисточки.

Организация:Можно проводить как со всей группой детей, так и по подгруппам по 10-15 человек.

Развитие ситуации:Игровой персонаж – веселый Петрушка – приносит детям «волшебный сундучок», из которого по очери появляются игрушки. Петрвшука дотрагивается до них «волшебной палочкой», и они «оживают», начинают задавать детям вопросы: Кто я? Как меня зовут? Какого я цвета (формы, величины)? В какие игры я люблю играть? Кто знает обо мне стишок? Кто споет мою любимую песенку?

Затем все рассмотренные игрушки расставляются полукругом, и дети вместе с Петрушкой называют их хором. «А как можно назвать все, что лежало в моем «волшебном сундучке» одним словом?» - спрашивает Петрушка. – Это игрушки. А теперь сложный вопрос: Какие предметы называют игрушками? Что у всех этих предметов общее? Для чего их сделали?

Уточняя детские ответы педагог подводит ребят к обобщению, раскрывающему сущность данного понятия – Игрушки – это те предметы, в которые играют, они специально сделаны для игры.

Затем игровой персонаж предлагает детям отрпавиться в волшебное царство игрушек – игрушечный магазин. Но вот беда, пока Петрушка был в гостях у детей, злая Баба Яга перепутала на складе все коробки и спрятала ввывеску. Открывая коробки, дети находят в них не только игрушки, но и детские книги, краски, карандаши и другие вещи. Нужно правильно назвать каждый предмет и объяснить, может ли он продаваться в отделе игрушек.

В завершающей части образовательной ситуации Петрвшка объявляет конкурс на лучшее нажвание для магазина игрушек. Совместно обсуждается и выбирается самое лучшее «Детский мир», «Царство игрушек» и прочее. Нужна и новая вывеска. Педагог предалгает сделать ее совсместно из готовых форм, вырезанных из разноцветной бумаги. Все формы лежат в одном большом конверте, но перепутаны. Дети должны сами догадаться, какие игрушки можно из них сделать, а также договориться, как расположить их на листе бумаги – вывеске.

Варианты усложения ситуации:В течение учебного года педагог постоянно работает с детьми над понятием «игрушки». Постепенно задания усложняются, требуя дифференциации: «резиновые игрушки», «пластмассовые игрушки», «спортивные игрушки» и др.

Ситуации сотрудничества детей 5-7 лет со сверстниками в процессе совместной деятельности[42]

Примеры организации совместно-индивидуального способа сотрудничества детей в деятельности

Наши рекомендации