Социальные функции воспитания в современном обществе.
1. Культурологическая F – сохранение благодаря воспитанию культурных ценностей.
2. Гуманистическая F – привитие в проц. Воспит-я гуманных отнош. К себе и др.людям.
3. F духовного воспроизводства – накопл. и развитие интеллектуального и нравственного потенциала во всех образов. учреждениях.
4. Профессионального – воспит-е позволяет подготовить чел-а к будущей профессии.
5. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.
17.Цели воспитания. 1.ЦВ – теоретическое общение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, образованности в свойствах и качествах, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. 2. ЦВ носит, как и самовоспитание, конкретно исторический характер и меняется со сменой исторической ситуацией. 3.ЦВ задается обществом государством или отдельными социальными группами (триада).
Характер воспитания определяется:
1. Экономическим развитием общества. 2. Научно – техническим и социальным развитием 3. Развитием педагогической теории и практики. | 4. Возможностями образовательных учреждений. 5. Уровнем подготовки педагогических кадров. 6. Развитием детей и их возможностей. |
18.Основные международные документы о правах ребёнка.Декларация прав ребенка ООН, принятая в 1959году. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году.
Основные положения:
1. Необходимость воспитания ребенка в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами.
2. Энергия и способности ребенка должны посвящаться служению на пользу другим людям – не во зло др.
3. Ребенку должно даваться образование, которое должно способствовать его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы на основе равенства возможностей развить свои личные способности.
Приоритетные направления воспитания в международных докум-тах:
Человек – воспитание в духе уважения прав человека; Природа – воспитание на основе понимания, что земля общий дом человечества.
Сотрудничество – воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки.
19.Уровни целеполагания в воспитании.3 уровня целеполагания.
1 – уровень: Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества (социальный, воспитательный заказ). Цель воспитания задается обществом.
2 – уровень: Образ, социально желаемый подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений (реализация социального заказа в конкретных образовательных системах). Цель воспитания задается образовательными учреждениями.
3 – уровень: Цели и смысл жизни человека, его потребности в самореализации. Цель воспитания задается самим человеком.
20.Категория "воспитание" в педагогической науке.Воспитание, как общественное явление – процесс передачи общественно – исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду, осущ-ый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитание как педагогическая категория включает в себя следующие понятия:
1. Воспитание как воспитательный процесс.
2. Воспит. как направление воспит. работы: эстетическое, нравственное, экологическое, трудовое и т.д.
3. Воспитание как результат и качество педагогического взаимодействия.
4. Обучение.
5. Образование как процесс и результат:
По уровню: дошк-ное, начальное общ., основное общ., общ. среднее полное, высшее.
По структуре: стихийное, формальное.
По содержанию: общее, профессиональное, специальное.
Функции, выполняемые педагогикой.
1. Научно - теоретическая – познание сущности теоретических явлений и процесса, раскрытие закономерностей структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов.
2. Конструктивно - техническая – планирование, методика реализации и организации педагогического процесса.
3. Прогностическая - выявление тенденций развитий педагогических проблем и явлений, выявление перспективы развития образовательных учреждений разного типа.
Этапы развития педагогики.
1. Народная педагогика – традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, мифы, сказания, придания.
2. Пед.идеи в русле философ-х произв-х и учен-х (Пифагор, Аристотель, Сократ, Сенека, Конфуций, Авиценна).
3. Педагогические взгляды и теории в рамках философско – педагогических литературных произведениях. (Рабле, Кампанелла, Декарт, Руссо, Локк, Толстой).
4. Развитие педагогики, как самостоятельной научной дисциплины. Этапы развития связанны с работами Коменского. (Песталоцци, Дистервег, Ушинский, Каптеров, Макаренко, Блонский, Шацкий, Сухомлинский)
24.Связь педагогики с другими науками.Педагогика связанна с физиологией, психологией, философией, а так же с информатикой, экономией, социологией. Физиология обеспечивает согласование пед. процесса с природой ребенка и базируется на физиологических учениях Павлова и Сеченова. Психология позволяет изучить ребенка и помогает создать психолого-педагогические условия обучения и воспитания. Философия позволяет определить основн. подходы к воспитанию ребенка.
Педаг-ка связанна с 3 основными философскими учениями:
антология – учение о бытие,гносеология– учение о познании, аксиология – учение о ценностях.
23.Основные вопросы педагогики.
1.Для чего необходимы воспитание и обучения, какие цели задачи решает?
2.Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение?
3.Чему учить и какие ценности передавать в целостном пед.процессе?
4.Где учить и воспит-ть, и какие должны быть существующие в стране педсистемы и образовательные модели?
5.Как учить?- методы, средства, формы обучения, и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке.
6.Кому и как управлять системой образования?
26.Типы образования.
Мифологическое - др.общество.
Сколостическое – главное культура текстов и словесное знание. Тренировка памяти и воли овладение грамотой и риторикой. Освоение учения о смысле человеческой жизни.
Просветительское – образование связанно с верой в абсолютные возможности науки, и с верой в свободу воли человека и развитием его возможностей. (Вольтер, Руссо, Дедро)
27.Модели образования.Условно можно выделить 2-е модели
1. Государственный ведомственный орган системы образования – образование организуется и контролируется государством.
2. Не институциональная модель. Организация образования вне социальных институтов на природе, в интернете.