Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура учителя.
Методология – учение о принципах и способах организации научно-познавательной деятельности.
Методология педагогики – учение о сущности пед. теории, значения способов добывания нового общественно-значимого пед. знания и владения способами получения этого знания.
Уровни методологии: !
1) Философский
2) Общественной методологии
3) Конкретно-научной методологии
4) Методика и тех. выполнение
Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Индивидуальное развитие личности и его движущие силы. Социальные и биологические факторы развития личности
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образование человеческих рас и о нормах вариациях физ. строения человека.
Антропология: философская и педагогическая.
Впервые термин «пед. антропология» ввел Ушинский, как «изучение человека» во всех проявлениях его природы применительно к искусству воспитания.
«человек-личность-индивид». Наиболее широкое понятие «человек», в @ раскрывается в большей степени в его биологической сущности. «Индивид» отдельные представитель сообщества. «Личность» - систематизированное социальное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности в обществе. Личность – это субъект познания и активного преобразования мира, общества и самого себя.
Индивидуальность – своеобразие человека, его отличие от других людей.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящий в различных сферах общества.
Формирование – процесс становления человека под воздействием внешних и внутренних факторов.
Осн. Факторы развития личности:
1)Внутр. Фактор – наследственность.
2) внешние: воспитание и соц. Среда.
6.понятие о содержании образования. Гос. Образовательный стандарт. Базисный учебный план и его компоненты: федеральный, национально-региональный, школьный.
Образование как ценность.
Ценность : государственная, общественная, личностная.
Образование как процесс предполагает взаимодействие всех участников пед. процесса.
Как система гос. образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности, сеть образовательных учреждений.
Содержание образования отвечает на вопрос «чему учить школьников»
Концепции содержания образования:
1)педагогически адаптированные основы наук, изучаемых в школе
2) содержание образования представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками.
3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте.
Осн. Элементы соц. Опыта:
1)опыт познавательной деятельности
2) опыт практической деятельности
3) опыт творческой деятельности
Государственный образовательный стандарт - нормативный документ , раскрывающий систему осн. Параметров, применяющихся в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
В ГОСТе прописаны 3 основных компонента:
1)Федеральный (определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство пед. пространства в России, а так же учитывает интеграцию личности, системы мировой культуры)
2) Национально-региональный (содержит нормативы в обл. родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки)
Стандарт, устанавливающий объем школьного компонента содержит направленность и специфику отдельного образовательного учреждения
Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся( Скаткин, Лейнер), классификация Бабанского. Условия выбора и применения учителем методов обучения.
Метод обучении – способ взаимосвязи д-ти учителя и учащихся, направленный на формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, развивающих их познавательную способность и формирование научного мировоззрения.
Прием обучения – составная часть или элемент метода обучения.
Ср-ва обучения – материальный или идеальный объект, с помощью которого реализуется метод обучения и решаются конкретные образовательные задачи.
классификация методов обучения
автор | основание | Группы метод. Обуч. |
Источники получения знаний | 1)словесный(лекция,рассказ, объяснение, беседа и тд), 2) наглядный(иллюстрации,демонстрации), 3) практический (решение задач, уравнений, практич. Работы) | |
Лернер, Скаткин | Характер познавательной деятельности | 1)Объяснительно-иллюстрационный, 2) Репродуктивный, 3) изложение проблем, 4) исследовательский метод. |
Бабанский | универсальная | 1)метод организации учебно-познавательной д-ти школьников (вышеперечисленные) 2) метод контроля и самоконтроля в обучении 3) метод мотивации долга и ответственности в обучении |
Условия выбора методов:
1)Цели и задачи обучения
2) содержание образовательного процесса
3) Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников
4) временные ресурсы
5) метериальн-технич. Возможности школы
6)от личных и профессиональных качеств, способностей учителя
8. понятие организации форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстрационного и проблемного обучения.
Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся, осуществляемой в установленной порядке и определенном режиме.
Выполняет след. Функции:
1)Обучающе-образовательную
2) воспитательную
3)организационную
4) психологическую
5) развивающую
6)комбинированную или координационную
7) стимулирующую
Все формы организации можно разделить на общие и частные.
К 1 относятся:
1)Индивидуальная форма (предполагает индивидуальное выполнение опред. заданий при непосредственном или опосредованном участии учителя
2)групповая (общение учителя осуществляется с группой уч-ся, которые взаимодействуют между собой и с учителем при решении конкретных образовательных задач)
3)Коллективная (обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся ). Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
4) Фронтальная (предполагает одновременное обучение группы уч-ся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя
9.классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности решения задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования.
Типы уроков выделяют по ведущей дидактической задаче:
1)урок овладения уч-ся новыми знаниями
2)урок формирования и совершенствования умений и навыков
3)урок обобщения и систематизации знаний
4)урок повторения, закрепления, комплексного применения знаний, умений и навыков
5) контрольно-проверочный тип урока
6) комбинированный тип урока
Структура комбинир. Типа урока:
1)организационный момент
2) проверка ранее изученного материала
3) изучение нового материала
4)закрепление полученных знаний
5)подведение итогов
6) анализ домашнего задания.
Доп. Формы организации обучения:
КОНФЕРЕНЦИЯ - (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero - собираю в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.
Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Экскурсия — (от лат. excursio — вылазка) коллективное или индивидуальное организованное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными, культурно-просветительскими и иными целями.
Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.
Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс
К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:
Кружки, секции, олимпиады и тд.
10.дополнительное образование в системе учеб.-воспит. Работы современной школы. Внешкольное доп. Образование. Стимулирование познавательных интересов школьников .
Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.
Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс
К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:
Кружки, секции, олимпиады и тд.
12. индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования. Концепция профильного обучения в отечественной школе.
Индивидуализация процесса обучения – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.
Дифференциация обучения – форма организации учебной д-ти, учитывающая склонности интересы, способности группы учащихся.
Отличным признаком дифференцировки считается группировка учащихся на основаниях каких-либо особенностей для обучения.
Дифференцировку различают внешнюю и внутреннюю: внешняя (типология школ, классов); внутренняя (разбивка учащихся внутри класса на группы)
Процесс обучения можно индивидуализировать по след. Направлениям:
1)по содержанию
2)по формам, методам орг. Д-ти уч-ся к применяемым технологиям.
3) по темпу
4)по индивид. Стилю д-ти уч-ся.
В этом случае можно выделить2 вида обогащающего содержания:
1)горизонтальная (знания расширяются посредством изучения доп. Литр-ры, ведения доп. Предметов)
2) вертикальная (знания углубляются посредством выполнения более сложных заданий.
В практике образования чаще всего реализуется индивидуально-дифференцированный подход, что лежит в основе профессионального обучения.
П.О. – средство дифференцировки и индивидуализации обучения, позволяющая за счет изменения в стр-ре содержания и орг-ии образовательного процесса более полно учитывающего интересы, склонности и способности уч-ся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствие с их профессиональными интересами и намерениями