Структура практического занятия.
Практическое занятие основная форма обучения в медицинском училище. В ходе его под руководством и контролем преподавателя студенты выполняют обучающие занятия. Обычно проводится в небольшой группе студентов (6-10). Цели и содержание по темам уже распределены при составлении программы дисциплины. Выделение часов учебного времени для проработки каждой темы проводится с учетом объема материала, целей изучения темы, используемых методов обучения, технических условий и составленного расписания занятий.
Планирование проведения практического занятия (определение последовательности и распределение времени между методами обучения внутри каждого занятия) можно назвать разработкой методики проведения практического занятия.
Сформировался общий план проведения занятия:
- организационная часть;
- контроль исходного уровня;
- самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, изучение препаратов, выполнение мануальных действий и др.)
- заключительный контроль по теме занятия;
- подведение итогов занятия, задание для подготовки к следующему занятию.
Теоретически при деятельностном подходе к обучению (при котором цели занятия в формировании умений) эффективнее то занятие, при проведении которого большую часть времени каждый студент группы выполняет какое-либо действие самостоятельно (под контролем преподавателя). Таким образом, при планировании занятий необходимо стремиться к созданию условий выполнения действий для каждого студента – решение задач, выполнение манипуляций и т.д. Распространенная ошибка – выполнение задания по типу демонстрации.
Время для педагогического контроля тоже нужно стремиться уменьшать – он только средство управления учебным процессом, обучающая функция его невелика.
Цели в обучении.
Педагогический процесс начинается с постановки цели. «Чего мы хотим достичь в ходе обучения?» - таков вопрос.
Цель должна соответствовать степени развития учащихся: слишком сложная - отбивает интерес, порождает неуверенность в себе; упрощенная не способствует развитию личности, придает учебному процессу формальный характер.
Цели бывают близкие и отдаленные, основные и сопутствующие.
При прохождении конкретной дисциплины цели могут быть общими либо относиться к ее отдельным разделам, к частным темам урока.
По Ю.К. Бабанскому существуют
- общие функции: образовательная, воспитательная, развивающая.
- специальные функции: организация и осуществление познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, контроль и самоконтроль учебно-познавательной деятельности.
- доминирующие функции: научить думать, чувствовать, понимать, самостоятельно длбывать знания, создать благоприятную среду обучения, сотрудничества.
Таким образом, существует три группы методов обучения и их основных цели: образовательная, воспитательная и цель развития индивида.
Образовательные цели имеют дело с формированием знаний и умений; воспитательные цели - с формированием мировоззрения, идейных, трудовых, эстетических и физических качеств; развития связаны с мышлением, волей, эмоциями, потребностями, способностями личности.
В школе основное внимание уделяется образованию и воспитанию, реже ставятся задачи, направленные на развитие личности. Ведь школьные занятия нужны не сами по себе, а как этап подготовки при выработке активной позиции человека в жизни, на производстве, в условиях НТР (имеется в виду автоматизация, компьютеризация и т.д.) и изменения социальных отношений, общественных формаций.
Ю.К. Бабанскому (1987), цели должны удовлетворять следующим требованиям:
- быть напряженными, ориентированными на максимум возможности учащегося;
- достижимыми (в противном случае учащиеся «самоотключаются» от обучения);
- ясно осознанными;
- пластичными, меняющимися в зависимости от условий и возможностей их достижения;
- конкретными, учитывающими возможности школы, медучилища, вуза, и перспективными.
В педагогике существует дерево целей и задач. Оно позволяет каждому педагогу лучше представлять эволюцию науки и предмета, их влияние на социальную жизнь, дает возможность подвести каждый раздел программы к конкретным понятиям, умениям и навыкам, составить календарно-тематический план занятий; лучшим образом связать учебный материал с учебно-методической литературой; продумать план развития каждого ученика (студента), выявить недостатки на этом пути.
В зависимости от задач обучения формулировки целей могут быть разными.
В общем смысле под целью образования понимают образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Под педагогической целью в более узком смысле понимают результат взаимодействия педагога и учащегося, т.е. приобретение учеником определенных ЗУН. Педагогические цели – системообразующий компонент процесса обучения на любом его уровне.
Требования к формулированию целей:
- должны быть сформулированы на языке умений с точной трактовкой
- помимо перечисления умений, в целях обычно формулируются знания.
Целями обучения в профессиональной школе являются либо профессиональные, либо познавательные действия (умения).
- цели должны быть диагностичными (их достижение легко проверить);
- каждая цель должна быть частью системы целей обучения. Существуют цели четырех порядков (1 – цели дисциплины, 2 – цели раздела , 3 – цели темы, 4 – цели задания)
- цели должны быть достижимы.
4. Государственный образовательный стандарт. Типовая и рабочая учебные программы.
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Он устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечить:
- равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
- единство образовательного пространства в РФ;
- академические свободы обучающихся и педагогов;
- академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
- защиту обучающихся от перегрузок, сохранение их физического и психического здоровья;
- преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования; возможность получения профессионального образования;
- социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
- право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.
ГОС второго поколения для средних специальных учебных заведений РФ введены в 2002/03 учебном году. В основе их формулирования были положены следующие принципы:
- приоритет качества подготовки специалистов
- усиление профессиональной направленности содержания образования путем обновления содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.
- проверка, измерение и оценка качества подготовленности выпускников, создание системы контроля основных показателей качества образования.
- соответствие содержания образования современным тенденциям развития образования. Этот принцип выражается в гуманитаризации образования (повышение коммуникативной культуры), фундаментализации образования, усилении естественно-научной подготовки, а так же профессиональной направленности социально- экономической подготовки.
- практикоориентированность;
- гибкость и вариативность образования;
- принцип непрерывности образования.
ГОСы разрабатываются на конкурсной основе, уточняются на реже 1 раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом и являются обязательными для исполнения. В ГОС общеобразовательных учреждений выделяют 3 компонента:
Федеральный, национально-региональный и школьный.
Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся.
В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных дисциплин и основных видов производственной практики.
В каждом учебном заведении имеется 2 вида учебных планов: примерный (типовой) и рабочий.
Примерные учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе ГОС и утверждаются Министерством образования РФ.
Рабочие учебные планы составляются на основе примерных с учетом формы обучения (дн, веч, з/о), уровня базовой подготовки. Рабочий учебный план разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается педагогическим советом учебного заведения ежегодно.
Во всех учебных планах выделяются федеральный (инвариантный) уровень – ядро профессиональной подготовки, и национально-региональный (вариативный) – дополнительные профили подготовки и специализации.
В учебных планах дисциплины в зависимости от их содержания и целей изучения объединены в блоки дисциплин «общие гуманитарные и социально-экономические», «математические и общие естественно-научные», «общепрофессиональные» и «специальные».
В каждом блоке предусмотрено время для изучения факультативных дисциплин.
Последовательность изучения дисциплин в учебном плане устанавливается матричным методом. Вычерчивается матрица – таблица, в которой число строк и столбцов соответствует числу дисциплин. Названия дисциплин вводятся в каждую клетку верхней строки и в каждую клетку первого столбца по предполагаемой последовательности изучения. Далее производят анализ целей и содержания дисциплин, и результаты вносят в сетку следующим образом. Если для изучения дисциплины с условным названием «дисциплина 2» нужно опираться на сведения из «дисциплины1», то маркируется клетка на пересечении столбца «дисциплина2» и строки «дисциплина1». Так отмечаются связи всех дисциплин. Все помеченные клетки должны оказаться в правом секторе матрицы – следовательно, порядок дисциплин выбран правильно. Если же окажутся отмеченными клетки в левом секторе, порядок дисциплин следует поменять, добившись перемещения всех клеток в правый сектор.
Организационными формами обучения являются лекции, практические и лабораторные занятия, производственная практика.
Лекция – последовательное монологичное изложение информации по дисциплине в концентрированной логической форме.
Практическое занятие – работа в аудитории под непосредственным руководством и контролем преподавателя.
Производственная практика – работа студентов на предприятии под руководством преподавателя или сотрудника с целью приобретения первоначального опыта профессиональной деятельности.
В учебном плане указываются количество часов в неделю на изучение каждого предмета, проведение практических занятий, основные этапы и виды практики, их объем и ориентировочные сроки проведения. Предусмотрено так же время для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения материала.
Бывает типовая(разрабатывается централизованно), рабочая( в самом учебном заведении) и авторская.
Существует 2 способа построения учебных программ: концентрический и линейный.
УП Содержит
- пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
- тематическое содержание учебного материала;
- ориентировочное количество времени, отведенное на изучение отдельных вопросов курса;
- указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
- рекомендуемую литературу.