Единая методическая система кафедры

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина послужила психолого-педагогическим основанием к созданию эффективной технологии обучения в сфере медицинского образования. В ММА на ее основе была создана ЕМС – система внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований учебно-воспитательного процесса в педагогическую практику. По своей сути это была попытка создания именно технологии обучения в медВУЗе, однако компоненты ее настолько универсальны, что она может использоваться в любом учебном профессиональном заведении.

Исходным положением при разработке ЕМС служили принципы эффективного функционирования систем и психолого-педагогические принципы обучения и воспитания.

ЕМС была нацелена на решение 2 основных взаимосвязанных проблем: управление содержанием обучения и воспитания и управление процессом обучения.

По сути ЕМС – это система норм педагогической деятельности, общих для всех кафедр, единый педагогический стандарт, на основе которого разрабатываются проекты педагогической деятельности. Определялись следующие нормативные виды педагогической деятельности (компоненты ЕМС) кафедры и методические принципы их разработки (1976):

- описание целей обучения и воспитания в терминах видов познавательной и учебно-профессиональной деятельности, их мотивационная и качественная характеристика;

- подготовка задания на обеспечение, выяснение и коррекцию исходного уровня;

- построение логико-дидактической структуры курса, темы и т.д.

- определение оптимальной последовательности изучения тем курса и построение системы занятий по курсу;

- составление задач для обучения целевым познавательным и учебно-профессиональным видам деятельности;

- составление ООД студентов по решению задач для обучения;

- разработка учебно-наглядных пособий и аудиовизуальных средств;

- выбор оптимальных организационных форм проведения занятий и соответствующих технических средств;

- составление тестов для выяснения и коррекции уровня знаний, разработка и применение экзаменационных тестов;

- учет социально-психологических и психогигиенических факторов, влияющих на продуктивность учебной деятельности студентов;

- соотнесение каждого элемента учебного процесса и его частей с задачами воспитания студентов;

-создание программ, учебников и учебных пособий для практической реализации ЕМС – построение проекта педагогической деятельности кафедры.

Таким образом, построение технологии учебного процесса проводилось с ориентацией на кафедру, в то время как дидактической единицей учебного процесса является учебная дисциплина.

Сведение дисциплин в систему было научно обосновано дальнейшими разработками принципов ЕМС. В результате решения первой проблемы ЕМС (управление содержанием обучения и воспитания) были разработаны модели специалистов, а в последствии и квалификационные характеристики (КХ) выпускников. КХ определили виды профессиональной деятельности, которые должны быть освоены выпускниками как конечные цели обучения всей специальности.

Таким образом, проектирование технологии обучения специальности в целом может быть представлено системой действий:

- разработка ГОС специальности;

- определение и формулирование конечных целей изучения дисциплины;

- создание ориентировочной основы целевой деятельности;

- построение графа логической структуры дисциплины;

- отбор содержания дисциплины;

- отбор и разработка способов (методов) обучения (видов учебной деятельности);

- построение плана учебного процесса (последовательность, содержание, способы обучения и продолжительность организационных форм по времени – лекции, самостоятельная внеаудиторная работа, практические занятия и др.)

- отбор и разработка средств обучения (источники учебной информации, методические указания для студентов и преподавателей, наглядные пособия, модели);

- разработка системы педагогического контроля.

Некоторые компоненты технологии СПО разрабатываются и утверждаются на уровне правительства РФ, методическими службами отраслевых министерств и ведомств (ГОС СПО, типовые учебные планы и программы), некоторые – методическими отделами самого учебного учреждения.

Наши рекомендации