Организационная структура практического занятия

В начале занятия преподаватель проводит перекличку студентов и назначает дежурного, называет тему и цель занятия, выясняет непонятные вопросы, которые возникли у студентов при самоподготовке.

Затем преподаватель проводит разбор учебных вопросов по теме, по заданию УИРС, и методикам отработки практических навыков в соответствии с методической разработкой, путем активного опроса всех студентов группы. Преподаватель ориентируется на объем знаний, который студенты приобрели при самостоятельном изучении соответствующего материала по учебникам, лекциям и методическим указаниям для студентов, а также при выполнении задания УИРС в альбомах-тетрадях самоподготовки. Кроме того, преподаватель, на свой выбор, может производить проверку домашнего задания в устной форме или письменной, а так же в смешанной - устно-письменной форме. При этом преподаватель использует кроме учебных вопросов текущего занятия проблемно-ситуационные задачи и вопросы тест-контроля.

После проверки подготовки студентов к учебному занятию, преподаватель самостоятельно, демонстрирует выполнение практических заданий по теме занятия. При этом преподаватель ориентируется на количество практических навыкоь предусмотренных для отработки студентами по данной теме, а также уровень их усвоения. Таким образом, в этом разделе занятия конкретезируется следующие вопросы: что студент должен уяснить? Что знать? Что должен выполнять с помощью преподавателя и что самостоятельно?

Практические навыки студенты отрабатывают на фантомах челюстей, фантом черепа, гипсовых моделях.

В процессе работы преподаватель консультирует и оценивает самостоятельную работу каждого студента группы и разъясняет причины допущенных ошибок и исправление неточностей при выполнении практических заданий.

В конце занятия преподаватель выставляет зачет за УИРС, оценку за устный или письменный ответ; за тестовые задания для самоконтроля и самокорекции начального уровня знаний; за тестовые задания для определения уровня усвоения изучаемой темы; за самостоятельную практическую работу, а также объявляет тему следующего занятия и вопросы для повторения.

Впервые использование индивидуальной ложки при съемном протезировании было предложено Шроттом в 1864 г. Данные ложки изготавливались из листового алюминия на анатомических моделях. Впоследствии индивидуальные ложки изготавливались из меди, латуни, шеллака, оргстекла, стенса, каучука, легкоплав­кого металла и других материалов, но для их производства требо­вались определенные условия и значительные временные затраты. Известна методика получения восковых индивидуальных ложек, формируемых в полости рта (Г. Б. Брахман, ЦИТО). Границы этой ложки заканчивались на переходной складке и на линии "А", что диктовало границы функционального оттиска. Один из недостатков - невозможность получить клапан по линии "А". Учитывая все недостатки этой методики З.С.Василенко (1969г. Киев) предложил свою, в которой вестибулярные края ложки укорачивались так, чтобы они прикрывали альвеолярный гребешок на 3-4 мм и плоскую форму на 1,5-2 мм ширины и не доходили к "нейтральной зоне", то есть заканчивались на неподвижной слизистой оболочке. Дистальный должен заходить за линию "А" не менее, как на 1-1,5 см. Заключительный этап - это просверливание двух отверстий по ходу сагитального шва диаметром 2-3 мм; одно - в зоне пусть-большей вогнутости твердого неба, второе - в дистальной третьи его.

Существует множество методик изготовления индивидуальных ложек, но необходимо констатировать, что большинство из них в практическом здравоохранении не используются. Одни требуют больших временных затрат, другие - значительного количества расходных материалов, третьи требуют и первого, и второго.

С целью контроля качества изготов­ления протезов разработаны требования, касающиеся клиничес­ких и технологических этапов протезирования. Такого рода требо­вания разработаны и для индивидуальных ложек: 1) это повторе­ние макро- и микрорельефа слизистой оболочки протезного ложа (ложка-базис), 2) границы ложки-базиса должны соответствовать топографии нейтральной зоны переходной складки слизистой обо­лочки.

К ложке-базису предъявляются и физико-механические тре­бования, а именно жесткость всей конструкции, обеспечивающая стабильные геометрические размеры. К биологическим и гигие­ническим требованиям можно отнести безвредность, отсутствие запаха и вкуса, незначительную пористость поверхности, хорошо поддающейся антисептической обработке.

Наши рекомендации