Форма, методы и средства обучения

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Под методамиобучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).

· методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся.

Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Рассказ, школьная лекция, объяснение относятся к числу монологических или информационно-сообщающих методов обучения.

Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.

При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Важнейшие приемы изложения нового материала:

· постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся

· изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников

· обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения (по Б.П. Есипову) это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Лабораторные работы - это такой метод обучения при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа , а четырем - пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

· Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

· Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

· Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

· Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

· Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

· Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

· Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

· Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе общественно-экономического развития, становления образования сложились определенные типы обучения. Тип обучения - это способ и особенности организации мыслительной деятельности человека в процессе познания. Определяют тип обучения на основе анализа определенных структурных элементов: характера учебной деятельности педагога; особенностей заучивания материала студентами; репродуктивной деятельности студентов; специфики применения знаний на практике.

В истории развития образования сформировались три основные типы обучения: догматический, разъяснительно-иллюстративный, проблемный.

Догматическое обучения характеризуется такими особенностями: преподаватель сообщает студентам определенную совокупность знаний в готовом виде без объяснения; студенты усваивают знания без осознания и понимания и почти дословно воспроизводят завчене; от студентов не требуется применение знаний на практике. Этот тип обучения способствует в определенной степени развития механической памяти, но не создает условий для развития интеллектуального потенциала личности, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе приобретенных знаний.

Разъяснительно-иллюстративный тип обусловлен более высоким уровнем общественно-производственных отношений. Он характеризуется такими особенностями: преподаватель сообщает студентам определенную сумму знаний, объясняет сущность явлений, процессов, законов, правил и др. с использованием иллюстративного материала; студенты должны сознательно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести ее на уровне глубокого понимания, применить знания на практике в различных видах.

Разъяснительно-иллюстративный тип обучения на протяжении двух последних веков господствовал на всех уровнях учебной деятельности. Он в определенной степени способствовал рациональному подходу к овладению значительной суммой практических знаний, развитию логического мышления и оперативной памяти. Однако в целом указанный тип обучения стоял на пути включение студентов в активную самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных возможностей личности, овладение методами самостоятельного познания.

Развитие общества в условиях научно-технического прогресса, информационной экспансии обусловил потребность выделения и обогащение интеллекта - крупнейшей ценности, которые должен обеспечивать успех поступательного движения. Решить это кардинальное задачи призван проблемный тип обучения, который сформировался в результате длительных поисков. Проблемное обучение характеризуется такими особенностями: преподаватель создает определенное познавательное задачи, помогает студентам выделить и осознать его, организует их на его решения; студенты самостоятельно осваивают должной суммой знаний и умений, которые являются предпосылкой успешной познавательной деятельности; преподаватель предлагает широкий спектр использования приобретенных знаний на практике. Включение студентов в систему проблемного обучения способствует созданию оптимальных условий для интеллектуального развития личности, овладению ею инструментами (методами) учебной деятельности, формированию познавательных мотивов учения, социально-психологической подготовки к практической деятельности.

В основе проблемного обучения лежит ряд объективных обоснований, в частности:

-социологическое. Особенности социально-экономического развития требуют формирования интеллектуального богатства каждой личности и человеческого сообщества в целом;

-гносеологическое. Целенаправленное познание осуществляется в процессе активного поиска, в результате исследования познаваемого объекта в процессе преобразовательной деятельности;

-психологическое. Мышление реально осуществляется только как решение познавательной задачи. Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что мыслить человек начинает тогда, когда в ней возникает потребность нечто понять, а решение задачи, решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса;

-диалектическое. Поскольку обучение является процессом, то оно должно движущую силу как результат противоречий между познавательными и практическими заданиями, с одной стороны, и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков - с другой.

- Проблемное обучение как процесс состоит из ряда этапов: выявление противоречий, осознание их как определенных затруднений - создание проблемной ситуации;

- осмысление проблемного задания и принятия его студентами, понимание установки;

- анализ условий познавательного задачи, установление зависимости между его составляющими;

- членение основного проблемного задания на мікрозав-данность, определение плана (программы) их решения;

- выдвижение и осознание гипотезы;

- мобилизация ресурса знаний, умений и навыков в соответствии с условием задачи и гипотезы;

- отбор методов и средств решения задачи;

- выполнение системы действий и операций, которые способствуют решению задачи;

- проверка полученных результатов на практике, сопоставление с гипотезой, установление логической связи между знаниями, приобретенными в настоящее время и ранее.

Проблемная ситуация возникает, когда перед студентами (при направленному действия преподавателя) возникают познавательные и практические задачи и они чувствуют, что уровень их знаний, умений и навыков недостаточно для успешного решения этих задач. Это вызывает ощущение определенных психологических затруднений. Целесообразно организована проблемная ситуация - главный фактор, импульс к активной мыслительной деятельности студентов.

Важным этапом является анализ проблемной ситуации и выделение одной или нескольких познавательных задач, понимание их сути, а уже на этой основе должно осуществляться "принятие" задачи. Задача - это любое непонятное вопрос, который надо выяснить. С точки зрения процесса познания задачи могут быть двух видов - проблемные (познавательные) и учебные. Проблемной считается задача, для решения которой необходимо овладеть новой суммой знаний. Учебная задача требует лишь использование ранее приобретенных знаний.

Таким образом, проблемное обучение - высшая степень (по сравнению с разъяснительно-иллюстративным) организации познавательной деятельности. Он обусловлен более высоким уровнем общественно-экономического развития и способствует интеллектуальному развитию личности (рис. 11). Однако не следует исключать и разъяснительно-иллюстративный тип обучения. Здесь должен действовать чувство меры. В рамках разъяснительно-иллюстративного обучения целесообразно широко использовать элементы проблемности с учетом особенностей учебной дисциплины и виучуваної темы.

В последнее время в Украине под руководством профессора А.В. Фурмана разрабатывается модульно-развивающий тип обучения. Он вобрал в себя приобретение других типов, но прежде всего ориентирован на развитие интеллектуальных возможностей тех, кто учится, на принципах гуманизма. Модульное обучение направлено на интенсификации учебно-воспитательного процесса за счет более эффективного использования умственного потенциала студентов. Стоит рассмотреть сущность ряда понятий, которые вводятся в научный оборот в системе модульно-развивающего обучения. Модуль (лат. modulus - мера) - 1) название важного коэффициента или величины; 2) часть строения, что служит единицей измерения; 3) унифицированный функциональный узел в виде пакета деталей (модуль в компьютерных системах, в космическом корабле). Модуль в педагогике - это функциональный, логично обусловлен узел учебно-воспитательного процесса, завершенный блок дидактически адаптированной информации. Учебный модуль - это целостная функциональная единица, что оптимизирует психосоциальное развитие как студента, так и педагога. Психолого-дидактическими средствами реализации учебного модуля является педагогически адаптирована система понятий в виде совокупности системы знаний, духовных ценностей. Учебный модуль, как отмечает А.В. Фурман, - это тематический модуль, сконструированный особым образом. Он приобретает процессуально-функционального воплощение в заранее спроектированной форме. Это особая диалектическое единство содержательного модуля и формы-модуля. Содержательный модуль - это психо-дидактически адаптирована система понятий (учебной темы, раздела, вида учебных задач), которая создает оптимальные условия для включения личности в активную познавательную деятельность и способствует социально-психическом развитии.

форма, методы и средства обучения - student2.ru

Рис. 11. Структурная схема проблемного обучения

Модульно-розвивальне обучение предопределяет необходимость по-другому подходить к составлению учебных программ, подготовке учебных пособий, моделирование педагогических технологий, организации учебного процесса в пределах академической группы, курса, заведения образования. Преподаватель высшей школы должен уметь конструировать дидактические модули в рамках учебной дисциплины, обеспечивать логическую связь между отдельными модулями, дозировать учебный материал и виды заданий, определять уровень "стоимости" того или иного модуля в баллах и др. Все это А.В. Фурман называет "искусством практической реализации целостного модульно-развивающего процесса". В этом плане он предлагает структурную технологию организации учебно-воспитательного процесса на основе модульно-развивающего обучения. И хотя она в своей проекции рассчитана на организацию обучения в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, однако имеет загальнодидактичне значение и может быть использована в системе организации учебного процесса в высшей школе с учетом возраста учащихся и особенностей их профессиональной подготовки. Особенно актуальной и ценной является практика модульно-развивающего обучения в контексте перехода отечественной системы высшего образования на кредитно-модульную схему с ориентацией на европейской кредитно-трансферной и аккумулирующую систему.

Модульно-развивающий тип обучения, вобрав в себя лучшие достижения теории и практики, отвечает задачам современной высшей школы - обеспечение интеллектуального развития личности, ее становления социальной зрелости.

Наши рекомендации