Закономерность зависимости результатов обучения от особенностей взаимодействия личности с окружающим миром.
Закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучаемых.
8) Закономерность связей между внутренними компонентами процесса обучения (методы и средства зависят от задач и содержания учебной ситуации. Форма урока определяется содержанием и т.д.)
Принципы обучения.
Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях
достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей.
Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению
дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул.
проц. обуч.
1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на
всестороннее развитие личности и индивидуальности у.
2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с
современ. науч. знанием.
3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки,
культуры, опыта, деятельности.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности
учащихся при руководстве учителя.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности рез. обучения.
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов
деятельности учащихся.
Принцип наглядности.
Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию
и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать
возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности:
1. Естеств. наглядность
2. Экспериментальная (опыты, эксперименты)
3. Объемная (модели, макеты)
4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.)
5. Звуковая
6. Символическая или графическая (графики, схемы)
7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У)
11.Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения.
Методы обучения, их классификация.
Метод обучения - способ представления (подачи) информации учащемуся в ходе его познавательной деятельности. Особенность методов обучения в том, что доминирующая цель их применения — формирование знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности. Основные группы методов обучения:1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.(Словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы обучения.2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения (познавательные игры, учебные дискуссии и др.).3. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (устный, письменный, лабораторный контроль, самоконтроль + методы самоанализа и самооценки поведения).Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, их характеристика.
Словесные методы обучения -Учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.
Учебная лекция - устное изложение учебного материала, большее по размеру, чем рассказ, с логическими построениями, доказательствами и обобщениями. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.
Беседа - разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению нового понятия, факта или закономерности.
Инструктаж – дача указаний по выполнению какой-либо деятельности.
Наглядные методы обучения:
Метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
Индуктивные и дедуктивные методы:
= Логика раскрытия содержания учебного материала: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция).
При использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы.
Методы самостоятельной работы:
Ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя.
Работы с приборами и лабораторными установками.
Работа сучебником и другой литературой. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное.