Ознакомление с окружающим миром

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Подготовительный, I—II классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Крррекционная направленность курса «Ознакомление с окру­жающим миром», изучаемого в подготовительном, I—II классах школы глухих, выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа — человек — обще­ство рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что| обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное раз­витие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жиз­ни в обществе. В содержание курса включены элементы ОБЖ.

Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к при­роде возможно тогда, когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту. На этой основе и формируется лю­бовь детей к природе, родному краю, Родине.

Постоянное внимание при изучении указанного курса уделяет­ся накоплению и систематизации у детей представлений о предме­тах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, фор­мированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе). Ограниченное, а под­час и искаженное представление детей с недостатками слуха об ок­ружающем мире, о той среде, где ребенок живет, определяет не­обходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих школьников происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предмет­ная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за ок­ружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различ­ным объектам и явлениям,тем активнее ребенок в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных ка­честв его личности, являющихся составной частью социальной адаптации.

Программа «Ознакомление с окружающим миром» предполага­ет работу в трех направлениях.

Первое направлениепредусматривает практическое знакомство с ближайшим окружением учащихся, с жизнью и трудом людей; формирование нравственной, эстетической и коммуникативной культуры.

Изучение тем «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я жи­ву», «Родная страна» направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о се­бе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социаль­ной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в

построении программы курса призвано воспитывать активное отно­шение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, вос­питывать бережное отношение к ней — важнейшая задача второ­го направления.

Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознаком­ление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскур­сий, учебных прогулок, а также при организации практических ра­бот учащихся.

На основе наблюдений и экскурсий на природу ученики усваи­вают порядок чередования времен года, учатся рассказывать об от­личительных признаках каждого времени года и сравнивать их.

В процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, получают первоначальные сведения о внешнем виде, образе жиз­ни, некоторых повадках животных, птиц, рыб, насекомых; усваива­ют основные, наиболее яркие отличительные признаки растений.

Предусмотренные темы следует изучать не последовательно, а возвращаться уже на новом уровне к одной и той же теме несколь­ко раз в течение года.

Необходимо систематически обращаться к известному детям, напоминать о том, что уже было в их опыте, добавляя новое, обоб­щать и систематизировать усвоенное в разных условиях. Представ­ления детей об объектах и явлениях живой и неживой природы не должны быть отрывочными, случайными. Необходимо все факты окружающей действительности показывать в разнообразных свя­зях и отношениях: временных, пространственных, причинно-след­ственных.

Третье направление— знание учащимися элементарных пра­вил безопасности поведения в окружающей среде и условий, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с другими предметами и в первую очередь с уроками развития ре­чи, чтения, ППО. Речевой материал данных занятий отрабатывает­ся на последующих уроках развития речи, а представления об ок­ружающем мире, получаемые на других уроках, закрепляются и приобретают практическую направленность на занятиях по озна­комлению с окружающим миром.

Программное содержание раздела «Ознакомление с окружаю­щим миром» служит пропедевтикой к усвоению знаний по общеоб­разовательным предметам.

Занятия предполагают развитие как разговорной, так и связной речи глухих школьников. Во время экскурсий, игр и т. п. учитель организует общение детей по поводу увиденного. Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них ак-





ознакомление с окружающим миром - student2.ru тивность в процессе наблюдения и практических действий, актуа­лизировать имеющиеся представления.

Работа над связной речью предполагает обучение детей изла­гать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рас­сказывать об экскурсиях. Весь речевой материал учащиеся долж­ны воспринимать слухо-зрительно. Ориентиром в отборе речевого материала и типов фраз служит программа по русскому языку и ППО. Предполагается расширение, углубление знаний учащихся о культуре общения.

Формы и методы ознакомления детей с окружающим разнооб­разны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, иг­ры, посещение предприятий, выставок, просмотр видеофильмов, подготовка к праздникам.

Распределение количества часов, выделенных на курс «Озна­комление с окружающим миром», по темам является примерным. Учитывая особенности класса, уровень подготовки детей, местные условия, учитель может по-иному распределить программное вре­мя, изменить количество экскурсий, прогулок для обеспечения ка­чественного усвоения материала.

Программа предусматривает тесную взаимосвязь изучения ок­ружающего мира, как в дошкольных учреждениях для глухих детей, так и внутри начальной школы, и дальнейшую преемственность с курсом «Природоведение» и другими предметами.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся учителем после основных уроков. Места проведения занятий раз­нообразны: на пришкольном участке, в парке, на улице, выставке, в компьютерном классе и др.

Закрепление знаний, получаемых детьми на данных занятиях, осуществляется в их повседневной практической деятельности. Си­стематизация и обобщение полученных знаний проводятся на уро­ках развития речи (не реже одного раза в две недели). Тема для такого урока определяется учителем, исходя из потребностей в ус­воении программы.

Подготовительный класс (68 ч)

О СЕБЕ (14 ч)

Имя, фамилия. Моя семья. Состав семьи: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, их имена.

Заботливое отношение к членам семьи; выполнение посильных поручений в семье, совместные игры.

Элементарные правила личной гигиены. Уход за кожей и ног­тями рук, ног. Уши, уход за ними. Нос, пользование носовым плат­ком. Уход за зубами. Как чистить зубы.

Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соот­ветствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью.

Я И ШКОЛА (10 ч)

Здание школы. Названия и назначение комнат: класс, спальня, кабинет врача, зал, библиотека, столовая. Наш класс (групповая комната). Мебель, игрушки, их названия, бережное пользование ими.

Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспита­теля. Культура взаимоотношений. Вежливые слова. Режим дня.

Правила поведения во время занятий (внимательно следить за учителем, ответами товарищей). Поддержание порядка в классе. Выполнение обязанностей дежурного.

ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (14 ч)

Название города (села).

Жилые помещения города (села), их различия.

Ближайшее окружение школы: двор, сад, улица.

Транспорт. Название транспортных средств. Правила поведения детей в транспорте.

Светофор, правила перехода улицы согласно сигналам светофо­ра. Поведение детей на улице. Внимательность и осторожность при переходе улицы.

РОДНАЯ СТРАНА (10 ч)

Наша Родина — Россия. Названия крупных городов. Москва — столица нашей страны. Праздники: День учителя, Новый год, 8 Марта, 1 Мая, День Победы.

Участие детей в подготовке к праздникам.

РОДНАЯ ПРИРОДА (20 ч)

Времена года. Сезонные изменения в природе и погода (тепло, холодно, дождь, снег, ветер и др.).

Природа ближайшего окружения.

Домашние животные. Их названия. Уход за ними. Птицы бли­жайшего окружения, их названия. Подкормка птиц зимой, изготов­ление кормушек. Меры безопасности при уходе за домашними жи­вотными и общении с ними.

Растения на пришкольном участке, их названия. Названия не­скольких деревьев, кустарников, трав и цветов. Комнатные расте­ния, их названия. Уход за ними. Ближайший к школе водоем (ре­ка, пруд, озеро).

Бережное отношение к окружающей природе.

Экскурсии на пришкольный участок, в парк, по школе, на бли­жайшую улицу.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся подготовительного класса к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

свои имя и фамилию, имена членов семьи, имена товарищей, учителя, воспитателя и употреблять их при общении;

ознакомление с окружающим миром - student2.ru ознакомление с окружающим миром - student2.ru ознакомление с окружающим миром - student2.ru ознакомление с окружающим миром - student2.ru ознакомление с окружающим миром - student2.ru названия окружающих предметов: мебели, посуды, одежды, обу­ви, игрушек; школьных помещений;

названия растений (по 2—3 названия деревьев, кустарников, трав, цветов), животных (по 2—3 названия зверей, птиц, насеко­мых); несколько игр и участвовать в них;

элементарные правила личной гигиены;

элементарные правила поведения в классе, школе, дома, в об­щественных местах.

Учащиеся должны уметь:

называть членов своей семьи, их имена;

выражать приветствие, просьбу, желание;

соблюдать правила поведения в школе, группе, столовой, в транспорте, театре, кинотеатре;

исполнять обязанности дежурного; ухаживать за своими веща­ми, следить за своим внешним видом, выполнять посильные пору­чения;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасности при общении с животными;

называть 4—5 крупных городов страны.

I класс (68 ч)

О СЕБЕ (12 ч)

Имя и фамилия, возраст, день рождения.

Мои родные, состав семьи. Имя и отчество взрослых членов се­мьи. Внимательные и добрые отношения между взрослыми и деть­ми в семье. Посильное участие в домашнем труде. Воспитание любви и уважения к родным и близким.

Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.

Правила поведения дома.

Выполнение правил личной гигиены: уход за телом, волосами, одеждой, обувью.

Режим дня, его роль в сохранении здоровья. Утренняя гимнас­тика. Внешность человека (рост, цвет и длина волос, форма носа и рта, цвет глаз, другие отличительные признаки).

Я И ШКОЛА (12 ч)

Здание школы снаружи и внутри: число этажей, подъездов, цвет.

Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастер­ские), их названия и назначение.

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар, кладовщица, кастелянша и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым.

Учебные вещи. Правила поведения в школе и классе. Вежли­вое обращение к взрослым и сверстникам (употребление при об­щении имен товарищей по классу, учителя, приветствие других ра­ботников школы). Содержание учебных вещей в чистоте и аккурат­ности.

Правила поведения во время занятий (внимательно следить за объ­яснениями учителя и ответами товарищей, не мешать одноклассни­кам, соблюдать порядок на рабочем месте).

Правила поведения в столовой. Умение правильно сидеть за сто­лом и пользоваться столовыми приборами; название посуды, умение ею пользоваться, экономное отношение к продуктам пита­ния.

ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (16 ч)

Название родного города. Название улицы и номер дома, где находится школа. Главная улица (площадь) города. Главные пред­приятия в городе, основная продукция этих предприятий. Культур­но-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, планетарий, зоопарк и др.). Названия профессий людей, ра­ботающих в этих учреждениях.

Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пешеходное движение запрещено», «Подземный переход».

Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на ули­це, в лифте, дома (звонок в дверь).

Транспорт города (села): автобус, троллейбус, трамвай, марш­рутное такси, метро. Правила поведения в транспорте. Правила без­опасности в транспорте.

Труд людей в разное время года. Травмы во время труда дома, на огороде; травмы зимой, весной, их предупреждение.

РОДНАЯ СТРАНА (8 ч)

Наша Родина — Россия. Москва — столица нашей страны. Красная площадь. Флаг нашей страны.

Народные игрушки (Дымково, Хохлома).

Отдельные виды фольклора (сказка, загадка, пословица, пого­ворка). Праздники.

Участие детей в подготовке к праздникам, в проведении утрен­ников.

РОДНАЯ ПРИРОДА (20 ч)

Времена года. Погода в разные времена года. Наблюдение и ве­дение календаря погоды. Сезонные изменения в природе.

Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Лесные ягоды, орехи, грибы. Знание опасных для здоровья ягод, грибов. Предупреждение отравлений.

Бережное отношение к окружающим растениям; участие в ра­ботах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осе­нью и весной.



Домашние и дикие животные. Первоначальное знакомство с внешним видом, образом жизни, с некоторыми повадками. Детены­ши домашних животных.

Птицы. Первоначальные сведения о внешнем виде и образе жизни птиц в природе. Отлет перелетных птиц. Прилет и гнездо­вание птиц.

Рыбы. Особенности внешнего вида рыб. Уход за аквариумными рыбками.

Растения и животные живого уголка. Условия их содержания.

Знакомство с насекомыми, распространенными в данной мест­ности. Бережное отношение к окружающей природе (участие в ра­ботах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой, охрана му­равейников).

Экскурсии по школе, на пришкольный участок, в парк, мага­зин (булочную, гастроном), на рынок, на ближайший водоем.

Наблюдения: за погодой, за сезонными изменениями в приро­де, за распусканием почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, за поведением птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период, за домашними животными и аквариумными рыбками.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся I класса к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

свои имя и фамилию, возраст, состав семьи, имена и отчества членов семьи, их профессии, обязанности дома, имена и отчества учителя и воспитателя, имена одноклассников, свой домашний адрес;

наиболее безопасную дорогу до школы;

элементарные правила личной гигиены;

сигналы светофора, основные правила перехода улицы, назва­ния главной улицы и площади своего города;

правила поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице;

названия времен года, их последовательность и отличительные признаки;

отличительные признаки нескольких растений и животных;

вежливые слова.

Учащиеся должны уметь:

обращаться к товарищам и взрослым с просьбами, желаниями, приветствиями, поручениями;

спокойно и вежливо разговаривать со старшими и сверстниками;

различать понятия: овощи, фрукты, ягоды; птицы, звери, рыбы, насекомые;

выполнять правила поведения в природе, охранять растения и животных;

наблюдать за природой и погодой, вести календарь погоды;

бережно относиться к окружающей природе.

II класс (68 ч)

О СЕБЕ (12 ч)

Дом, в котором живет ученик. Адрес дома. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не захо­дить в лифт с незнакомым человеком).

Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи и их вред.

Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрук­ты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды).

Мебель и посуда. Их применение в быту.

Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту, телевизор; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери).

Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора (провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации элект­роприборов.

Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям.

Труд и отдых в семье. Семейные праздники. Посильное участие ученика в семейных делах. Активное участие в спортивных играх.

Я И ШКОЛА (10 ч)

Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Виды отдыха в режиме дня, их значение и содержа­ние. Расписание уроков.

Практическое определение времени по часам.

Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и по­рядка в учебном и игровом уголках, в групповых комнатах).

Учебные вещи для уроков математики, чтения, рисования, ППО, ознакомления с окружающим миром.

Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам своих товарищей.

Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участие в общественно полезных делах школы, обще­ственных мероприятиях. Адрес школы.

Участие детей в коллективной игровой деятельности. Распре­деление ролей, выполнение роли ведущего.

ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (14 ч)

Главная улица и площадь города. Основные достопримечатель­ности города: памятники, парки, музеи и др. Главные предприятия в городе, основная продукция этих предприятий. Культурно-просве­тительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, зоо­парк и др.). Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Дорож­ные знаки. Правила перехода дороги. Поведение детей на улице.

Что делать, если потерялся в городе. Что делать, если с тобой заговорил незнакомец.

Транспорт города (села). Отличительные признаки 3—4 видов транспорта. Труд людей, обслуживающих транспорт. Название про­фессий (водитель, контролер, слесарь и др.). Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта. Транспорт, связывающий город и село (автобус, желез­ная дорога, самолет, теплоход).

Средства связи: телефон, телеграф, почта, факс.

Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее рас­пространенные профессии людей (учитель, врач, рабочий, водитель, бухгалтер и др.).

Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке.

Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птич­ник, конюшни).

РОДНАЯ СТРАНА (11ч)

Наша Родина (элементарные сведения о населении, местополо­жении, истории — на материале просмотренных видео-, кино- и диафильмов). Флаг, Гимн и Герб России. Родной город (село). Боль­шие и малые города, деревни. Старинные города (Москва, Суздаль, Великий Новгород). Местные традиции, обычаи. Народное творче­ство (сказки, пословицы и др.).

Знаменательные даты и праздники. Украшение улиц города (се­ла) в праздничные дни.

Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные).

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

РОДНАЯ ПРИРОДА (21ч)

Погода осенью, зимой, весной, летом (солнце, небо, состояние воздуха, осадки). Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и по­тепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние. Замерзание водоемов, ледоход. Оттаивание почвы.

Растения. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в раз­ное время года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде). Что де­лать, если заблудился в лесу.

Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхле­ние, срезка засохших листьев, пересадка). Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки.

Животные. Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Поведение животных. Сре­да их обитания. Пища животных и способы ее добывания. Жили­ща животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение птиц, наблю­дение за птицами вблизи жилья, кормушки для птиц; зимующие и перелетные птицы. Поведение животных весной.

Отношение человека к животным.

Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года.

Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изме­нениями в природе, подведение итогов наблюдений за определен­ный отрезок времени.

Забота об охране природы ближайшего окружения.

Забота об охране здоровья. Как защитить себя от солнца. Одежда и обувь в разное время года. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле и др.).

Экскурсии по главной улице города (села), на строительство дома, в троллейбусный или автобусный парк, метро; в парк, на ого­род, в сад (наблюдение за изменениями в жизни растений по се­зонам); в краеведческий музей.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

адрес дома и школы;

символику нашей страны, названия 5—6 городов, местные обы­чаи и традиции; государственные праздники;

правила перехода улиц, обхода транспорта, безопасного пове­дения на улице; сигналы светофора и некоторые дорожные знаки;

приметы времен года, зависимость изменений в жизни расте­ний и животных от времен года;

несколько (5—6) распространенных в местности названий рас­тений (цветы, кустарники, деревья) и животных (звери, птицы, на­секомые, рыбы).

Учащиеся должны уметь:

охранять окружающие растения и животных, поливать расте­ния, ухаживать за ними;

выражать просьбу, желание, побуждение;

рассказывать об интересных событиях, об увиденном на экскур­сиях, фиксировать наблюдения в «Дневнике наблюдений», сравни­вать погоду, наблюдаемую за 1—2 дня, составлять описание погоды;

составлять рассказ о наиболее характерных признаках погоды 1—2 месяцев;

рассказывать об отличительных признаках времен года, изме­нениях в жизни растений, животных и труде людей;

доброжелательно, вежливо обращаться и разговаривать со взрослыми и сверстниками;

ответственно выполнять порученное дело (в классе, дома);

распознавать 2—3 животных, относящихся к разным группам;

выполнять режим дня;

оказывать посильную помощь взрослым и малышам, соблюдать правила безопасного поведения в общественных местах.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Подготовительный, I—II классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окру­жающим миром», изучаемого в подготовительном, I — II классах школы глухих, выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа — человек — обще­ство рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное раз­витие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жиз­ни в обществе. В содержание курса включены элементы ОБЖ.

Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к при­роде возможно тогда, когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту. На этой основе и формируется лю­бовь детей к природе, родному краю, Родине.

Постоянное внимание при изучении указанного курса уделяет­ся накоплению и систематизации у детей представлений о предме­тах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, фор­мированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе). Ограниченное, а под­час и искаженное представление детей с недостатками слуха об ок­ружающем мире, о той среде, где ребенок живет, определяет не­обходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих школьников происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предмет­ная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за ок­ружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различ­ным объектам и явлениям,тем активнее ребенок в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных ка­честв его личности, являющихся составной частью социальной адаптации.

Программа «Ознакомление с окружающим миром» предполага­ет работу в трех направлениях.

Первое направлениепредусматривает практическое знакомство с ближайшим окружением учащихся, с жизнью и трудом людей; формирование нравственной, эстетической и коммуникативной культуры.

Изучение тем «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я жи­ву», «Родная страна» направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о се­бе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социаль­ной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в

построении программы курса призвано воспитывать активное отно­шение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, вос­питывать бережное отношение к ней — важнейшая задача второ­го направления.

Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознаком­ление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскур­сий, учебных прогулок, а также при организации практических ра­бот учащихся.

На основе наблюдений и экскурсий на природу ученики усваи­вают порядок чередования времен года, учатся рассказывать об от­личительных признаках каждого времени года и сравнивать их.

В процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, получают первоначальные сведения о внешнем виде, образе жиз­ни, некоторых повадках животных, птиц, рыб, насекомых; усваива­ют основные, наиболее яркие отличительные признаки растений.

Предусмотренные темы следует изучать не последовательно, а возвращаться уже на новом уровне к одной и той же теме несколь­ко раз в течение года.

Необходимо систематически обращаться к известному детям, напоминать о том, что уже было в их опыте, добавляя новое, обоб­щать и систематизировать усвоенное в разных условиях. Представ­ления детей об объектах и явлениях живой и неживой природы не должны быть отрывочными, случайными. Необходимо все факты окружающей действительности показывать в разнообразных свя­зях и отношениях: временных, пространственных, причинно-след­ственных.

Третье направление— знание учащимися элементарных пра­вил безопасности поведения в окружающей среде и условий, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с другими предметами и в первую очередь с уроками развития ре­чи, чтения, ППО. Речевой материал данных занятий отрабатывает­ся на последующих уроках развития речи, а представления об ок­ружающем мире, получаемые на других уроках, закрепляются и приобретают практическую направленность на занятиях по озна­комлению с окружающим миром.

Программное содержание раздела «Ознакомление с окружаю­щим миром» служит пропедевтикой к усвоению знаний по общеоб­разовательным предметам.

Занятия предполагают развитие как разговорной, так и связной речи глухих школьников. Во время экскурсий, игр и т. п. учитель организует общение детей по поводу увиденного. Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них ак-

Наши рекомендации