Формы обучения, их характеристика.

Формы обучения:

1) По количеству учеников:индивидуальная (учитель работает с 1 учеником), групповая (класс делится на группы, учитель работает попеременно с каждой из групп) ифронтальная (учитель работает со всеми одновременно).

2) По составу учеников: временные и постоянные;

3) По месту работы: школьные и внешкольные;

4) По времени работы: классные и внеклассные (соревнование, кружок, факультатив);

5) По характеру обучения: теоретические, практические, внеурочные, самообразование.

Классно-урочная система - коллективная форма организации обучения, при которой ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы; класс работает по единому годовому плану и программе; основной единицей занятий является урок по одному предмету.

1. Урок – основная форма обучения. 5 типов: 1) изучения нового материала; 2) формирования и совершенствования умений и навыков; 3) обобщения и систематизации знаний; 4) контроля и коррекции; 5) комбинированный (в 1 уроке – всё вышеперечисленное) = основной тип урока.

2. Практикумы и семинары =лабораторные или практические занятия, в ходе которых учащиеся выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Учащиеся могут выполнять одновременно одно и то же задание.

3. Факультативы –углубленное и расширенное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Форма группового дифференцированного обучения, рассчитанная на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

4. Учебные экскурсии -форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Различают экскурсии: вводные, когда они предшествуют изучению материала, текущие, которые проводятся параллельно с изучением материала и итоговые, завершающие учебную работу по отдельной теме или разделу программы.

5. Дополнительные занятия -оказание помощи в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания. Используется также для углубленного изучения каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов.

6. Домашняя работа - дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется учителем

10 .Закономерности и принципы обучения.

Закономерности обучения, их характеристика.

Закономерности обучения – результат совокупного действия множества педагогических законов. Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи: 1) между компонентами процесса обучения; 2) между условиями обучения и его результатом.

Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом.

1) Закон единства и борьбы противоположностей = несоответствие между устаревшими представлениями и взглядами на процесс обучения и современными требованиями, возникшими из-за изменения условий, возможностей, ситуаций.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные = в результате многократных повторений, накопления множества новых знаний и умений личность обучаемого изменяется, но не мгновенно, а по истечении какого-то времени.

3) Закон отрицания отрицания = старое с течением времени и опытом «отживает» своё, на его место приходит новое (новые способы решения задач, решение сложного примера путём суммы выполняемых отдельных действий).

Закономерность развития личности путём присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей.

Закономерность зависимости учебного процесса от условий, в которых он протекает.

Наши рекомендации